Сорочкин Александр
Александр Сорочкин. Под знаком Водолея
Февраль 2019

Выставка «Александр Сорочкин. Под знаком Водолея»

«Другим» был и сам художник. Немногословный, интровертный, интеллектуальный, он явил свой сокровенный мир в творчестве, что дает понять лишь персональная выставка, многогранно представляющая автора.

Искусство для Сорочкина было святыней. Работал он с полной отдачей, с требовательностью к себе по гамбургскому счету. Его холсты, сохранившие творческий накал, упруги, целостны, точно сформулированы. «Что» и «как» в них равноправны и нераздельны. Все средства выразительности, все детали несут смысл. Колорит, композиция, ритм, гиперреалистическая прописанность, вплоть до «обманки», или крупная обобщенность, деформация форм и цвета, значение предметов, деталей, символов – все шаг за шагом открывает глубину, философское содержание и взаимоотношение художника с действительностью. Объект изображения и пространство имеют равную материальную плотность и энергию противодействия. В борьбе внутреннего и внешнего границы их контактов напрягаются, едва не до разрыва, линии натягиваются, как тетива. Налитые тяжестью яблоки, тугие гроздья сирени; болезненно покареженные подсолнухи, лепестки которых опасно остры; будто взорванные изнутри кроны деревьев; ультрамариновый безлюдный вечер; взгляд из окна одинокого человека… Красота и драматизм неразлучны в полотнах Сорочкина. И еще – чистота.

Александр Михайлович пришел в искусство вслед за шестидесятниками. Дружба с московскими коллегами, взращенными оттепелью, сыграла большую роль в становлении художника. От них он впитал тенденции сезаннизма, точно совпавшие с его художнической натурой. Продуманность и конструктивность композиций, детальная предметность в его холстах не препятствовали сохранению свежести чувства и свободе высказывания. Независимость была основой его жизни и творчества.

Рожденный под знаком Водолея, Сорочкин не выносил принуждения, чужих правил, не терпел нравоучений. Он не был любимцем судьбы, если не считать большого дара – таланта. Он отрабатывал его честно, не погрешив против правды, не сфальшивив. Когда творческие и нравственные силы ослабли, он отложил кисть. Одной из последних работ Сорочкина был автопортрет, где он изобразил себя в напяленной ушанке, – чтобы заглушить тишину одиночества или грохот безумного мира? Тесемки шапки, завязанные мертвым узлом, перечеркивают горло.

Александр Михайлович Сорочкин входил в круг художников, сформировавших так называемую липецкую школу. Он оказал на молодежь не меньшее влияние, чем В.С. Сорокин. При жизни Сорочкин не был по-настоящему понят и по достоинству оценен. Быть может, в наше время ему будет воздано должное.

Татьяна Нечаева

Ольга Сорочкина, супруга художника:

Александр Михайлович – художник до мозга костей. Он всегда говорил: художник – не профессия, а образ жизни. И он жил, как художник… Вспоминаю, как он ставил мольберт напротив нашего окна в спальном районе. Что я видела за окном: горы мусора, серый двор. А он поместил перед окном подсолнух и написал такой прекрасный натюрморт! Всё было там: и тени, и свет, и чарующий зимний пейзаж на фоне.

…Вообще слыл крайне свободолюбивой натурой. Не могу сказать, что он считал себя и был диссидентом, самый активный период в творчестве пришёлся именно на доперестроечную пору. Да, он попал в струю «шестидесятников». Живопись у него совершенно не такая, как у Сорокина. Не такая весёлая. В 70-80-е годы художников тоже душили худсоветы и идеология. Но, мне кажется, на картинах этот гнёт не отразился, несмотря на выбор определённых и не всегда таких уж ярких красок. С другой стороны, эмоция в его полотнах неизменно сильная и тревожная. Возможно, это проявление потаённых черт его характера… Он говаривал: художники – это сектанты; могу приехать в любой незнакомый город и немедленно найти себе родственную душу среди них. Тем не менее, сказать, что он находился под чьим-либо сильным влиянием, было бы несправедливо.

Татьяна Нечаева, искусствовед:

Он всегда писал, как считал нужным… В его работах выражено представление о мире как об арене борьбы полярных начал. Четкая пластическая формула фиксирует реальность картины в состоянии равновесия между противоположными силами. В этой точке равновесия удерживается гармония и порядок… У Александра Михайловича эмоция сдержанная, очерченная определёнными рамками. Она – в напряжении форм. Иногда кажется, что это напряжение, энергетическое ядро едва сдерживается внутри картины, – но всё же сдерживается.

Сорочкин всегда ответственно и строго относится к своему художественному высказыванию. Он рассказывает о своем мире, суровом, где есть боль, страдание, и где есть красота. Сорочкин отсекает всё лишнее, несущественное, случайное. Очищает форму до первоосновы, до архетипа и показывает сущность предмета. Ничего лишнего. Сорочкин – высокий профессионал, философ, аналитик и эстет. Живописец говорит по-мужски сдержанно.

Александр Вагнер, народный художник РФ:

Манере Сорочкина однозначно близки графическая точность, тонкость и изящество. Это его характер, эмоциональный фон, который выражался в определённых цветовых лейтмотивах. Помимо того в нём сидит железное, профессиональное ощущение целостности. Попробуйте представить себе холст Сорочкина без ритма, без силуэта – невозможно! Для него эти вещи – данность. Важна была любая чёрточка, любое пятнышко. Верно поставленная цветовая точка его кистью могла идеально закончить композицию.

Нас объединяла ориентация на московскую школу, на столичный вкус, на лучших в нашем понимании художников. Нас интересовали абсолютно одни и те же фамилии: Александр Древин, Ирина Блюмель, Аделаида Пологова, Андрей Васнецов, Константин Панков, Пётр Оссовский… Мы были мощно заряжены этим вкусовым арсеналом. Нет, мы ни в коем случае не старались быть похожими на них, и сами похожи не были. Но, конечно, охотно пользовались багажом, накопленным той когортой мастеров.

…Почему я горжусь Сорочкиным и невероятно ценю его творчество – оно в высшей степени интеллектуально, лишено спонтанности, бесцеремонности. В работах неизменно просматривается цель, которую желает достичь автор, – и достигает! Очевидно, выделяются более удачные вещи среди всего наследия. Но нет ни одной пустой, проходной! Его «Автопортрет», «Натюрморт с чайником» – серьёзные программные произведения, и только с ними двумя автор уже обеспечивает себе место среди живописной элиты. Жизнь – сложная штука. И своими работами Александр Михайлович Сорочкин выразил своё отношение к этой жизни. Одно знаю точно: Сорочкин пришёл и уйдёт из этого мира настоящим Художником с большой буквы.

(Из интервью Романа Хомутского для издания «Итоги Недели», февраль 2014 года)

Обзор выставки в прессе

Липецкая газета
16 фев
И. Неверов: «Уже при жизни он стал для молодых художников и поклонников легендой»
Итого недели
18 фев
Евгения Ионова: «До 17 марта в липецкой «Галерее Назарова» работает выставка Александра Сорочкина, посвящённая 80-летию уникального художника»

Экспозиция выставки «Александр Сорочкин. Под знаком Водолея»

Об авторе

Сорочкин Александр

Произведения живописца экспонировались на региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках (Норвегия, Германия, Югославия, Монголия, Индия и другие страны). Работы находятся в Липецком областном художественном музее, Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, музее детской художественной школы № 2 города Липецка, в музеях городов России, в частных коллекциях нашей страны и зарубежья.

Больше об авторе
Больше о нас в соцсетях и сообщестивах:

Архив выставок галереи Назарова

Баталина Алина
Шёпотом
Апрель 2019
Групповая выставка
Нина и Ольга Жилинские
Март 2019
Фаворский Владимир
Владимир Фаворский (ксилография, рисунок, линогравюра, скульптура, сценография)
Ноябрь 2018
Бабин Валерий
Там, на моей родине (живопись)
Октябрь 2018
Групповая выставка
Круговерть (живопись, художественное стекло)
Август 2018
Групповая выставка
Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)
Июль 2018
Лубенников Иван
Лицо свободы
Июнь 2018
Королев Виктор
Один из лучших
Апрель 2018
Горина Елена
Мой сад (живопись)
Март 2018
Затуловская Ирина
Чёрный фон. Работы на бумаге
Январь 2018
Сорокин Виктор
Зимки. Живопись и графика из частных коллекций
Декабрь 2017
Шаховской Дмитрий
Скульптура, графика
Ноябрь 2017
Захарова Наталья
Деревянные небеса
Сентябрь 2017
Дервиз Григорий
Верность принципам
Август 2017
Урядова Наталья
Приношение
Июль 2017
Глебова Наталия
Люблю синее и зеленое
Июнь 2017
Литвин Инна
Калейдоскоп-3
Апрель 2017
Сальников Евгений
Далекое-близкое
Март 2017
Лаврова Ирина
Сад воспоминаний
Февраль 2017
Пчельников Игорь
Зима в деревне Матюшино
Декабрь 2016
Любавин Анатолий
Формула искусства
Октябрь 2016
Групповая выставка
МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов
Сентябрь 2016
Групповая выставка
ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура
Июль 2016
Басыров Гариф
СПЯЩИЕ. Графика
Июнь 2016
Сорокин Виктор
СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций
Апрель 2016
Дик Пётр
Между двумя бесконечностями
Март 2016
Маврина Татьяна
Подмосковье
Февраль 2016
Групповая выставка
Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера
Декабрь 2015
Васнецов Андрей
Графика
Ноябрь 2015
Акритас Альбина
Связь времен
Октябрь 2015
Митурич-Хлебников Май
Живопись, графика. К 90-летию художника
Сентябрь 2015
Сорокин Виктор
Натюрморт
Июль 2015
Аршакуни Завен
Графика
Май 2015
Толстая Татьяна
Художник книги. Графика
Апрель 2015
Ларин Юрий
Реальности пространственного света. Живопись, акварель
Март 2015
Красильникова Мария
Восходит солнце, и заходит солнце…
Февраль 2015
Старженецкая Ирина
Библейские холмы
Декабрь 2014
Марц Ирина
Из книги странствий. Живопись
Ноябрь 2014
Дворянчиков Вилен
Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения
Октябрь 2014
Добров Матвей
Забытый классик. Графика
Август 2014
Групповая выставка
Полдень года. Живопись, графика
Июнь 2014
Куцевич Валентина
Посвящение Иллариону Голицыну
Май 2014
Пчельников Игорь
Образ пространства
Апрель 2014
Кузнецова Валентина
Светлое Воскресенское. Керамика
Март 2014
Сорочкин Александр
Живопись
Январь 2014
Сорокин Виктор
Живопись
Декабрь 2013
Гадаев Лазарь
Скульптура, живопись, графика
Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!