Дарование В.Г. Кузнецовой многогранно, она занимается живописью, монументальной росписью, графикой, разнообразно работает в керамике – от декоративных предметов до скульптуры. Керамическая скульптура – основное направление творчества художницы.
Она создает мифологические и народные образы, раскрывает темы материнства, семьи, праздника. …
Село Воскресенское. Мое родное, любимое село. В нем родилась и выросла, и как оказалось, оно не отпускает меня до сих пор. Все, что у меня получается в керамике – все родом из Воскресенска. Не сразу это поняла, но всегда знала, что изображать могу только определенные сюжеты и людей, каких помню с детства. Так случилось, что Воскресенское – моя главная тема. А «светлое» потому, что душа не хочет помнить то, что приносит боль.
Я всегда думала, что село наше необыкновенное, лучшее. Юг Урала, Башкирия, красивый край с горами, лесами, полями. Да еще такая богатая история. Основано в 18 веке (1745 год), выходцами из Новгородской и Тульской губерний. Вначале строится огромный, первый на Южном Урале медеплавильный завод. Мощное здание из красного кирпича до сих пор стоит в центре села. Возводится храм Воскресения Христова, возникает село.
Высококачественная красная медь продается по всей России и в Европе. Заводом владеет род Пашковых в нескольких поколениях, и на средства от Воскресенского завода содержится Дом Пашкова, что находится в центре Москвы. Пашковы живут в Воскресенске каждое лето вплоть до 1917 года. Я училась в школе, здание которой до революции было барским домом.
С нашим селом связаны имена Емельяна Пугачева, Салавата Юлаева, горнозаводчиков Ивана Мясникова и братьев Твердышевых, графини Екатерины Александровны Толстой и блистательного хирурга Эргарда Ивановича Корлейса, известного в начале 20 века.
Июль 1941 года. В Воскресенское эвакуируется художественная школа особо одаренных детей при институте имени В. И. Сурикова. Более 150 человек – это ученики, их родители, преподаватели. Среди преподавателей такие известные имена, как М.В. Добросердов, С.П. Михаилов, В.В. Почиталов, Г.М. Шегаль, А.П. Шорчев. В эвакуации школа работала в полную силу. Вспоминает Алексей Петрович Ткачев: «Основные годы нашей учёбы совпали с войной. Но именно с этим временем связан самый высокий взлет школы. Было холодно, голодно, но творческое горение скрашивало все невзгоды. Ученики и учителя жили одной семьей, и это общение приносило свои плоды, ибо невольно все учились друг друга».
Вот некоторые имена из тех, кто учился в военные годы в Воскресенском: И. Архипов, В. Бабицын, П. Бунин, О. Буткевич, К. Власова, Н. Воробьева, И. Годин, Н. Гольц, А. Горский, Р. Затуловская, В. Иванов, Р. Кобозев, Н. Калинович, Г. Коржев, Л. Котляров. Р. Максютов, А. Марц, В. Меньшиков, Р. Натапова, Б. Немечек, П. Никонов, П. Оссовский, В. Пурыгин, В. Стожаров, А. Ткачев, братья Тутуновы, Л. Шитов… Это художники, которые себя называли и называют «воскресенцами». Они стали инициаторами создания в селе Воскресенском картинной галереи из подаренных ими работ. И с 1971 года в селе работает галерея с коллекцией из 400 произведений московских художников.
Воскресенская галерея живет полноценной художественной жизнью: постоянную экспозицию называют «малой Третьяковкой», временные выставки сменяют одна другую, галерея включена в туристический маршрут достопримечательностей Башкортостана. В село едут экскурсионные автобусы, художники – на этюды, в галерею везут важных иногородних и зарубежных гостей. Я дважды делала в селе свои выставки.
Все в моей жизни начиналось с Воскресенского. Там я, двенадцатилетняя, получила первые уроки по изобразительному искусству от профессионального художника Валентина Захаровича Пурыгина, Заслуженного художника России, в то время жившего в Куйбышеве и приезжавшего на этюды в наше село. Художников-«воскресенцев» тянуло в места их военной юности, и в шестидесятые годы они приезжали на этюды в Воскресенское часто.
В родном селе сделала свои первые керамические работы. По специальному образованию я живописец и искусствовед, а керамику освоила самостоятельно. Холодной мокрой осенью накопала глины на берегу речки Тор, вылепила фигурки людей и фантастических животных, как описывалось в книге «Дымковская игрушка», и обожгла их в деревенской печи. Все получилось, ни одной трещинки. Началась моя новая жизнь.
А серьезным керамическим образованием я считаю творческие группы на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Воронцово». С 1977 года я часто была в группах и бесконечно благодарна всем, кто был рядом и щедро мне помогал.
Дарование В.Г. Кузнецовой многогранно, она занимается живописью, монументальной росписью, графикой, разнообразно работает в керамике – от декоративных предметов до скульптуры. Керамическая скульптура – основное направление творчества художницы. Она создает мифологические и народные образы, раскрывает темы материнства, семьи, праздника.