Александр Михайлович Сорочкин мастерски работает во всех видах и жанрах искусства – будь то жанровая картина, натюрморт, портрет, пейзаж, монументальная живопись или карандашный рисунок. И всегда он новатор, потому что каждая его вещь – результат творческого открытия.
Иначе он не может, как и не …
Александр Михайлович Сорочкин мастерски работает во всех видах и жанрах искусства – будь то жанровая картина, натюрморт, портрет, пейзаж, монументальная живопись или карандашный рисунок. И всегда он новатор, потому что каждая его вещь – результат творческого открытия. Иначе он не может, как и не может работать вполсилы.
Сорочкин – один из сложных, глубоких, интеллектуальных художников. Его картину пересказать невозможно: получится банальное перечисление запечатленных на холсте предметов. Содержание его работ значительнее изображенного мотива.
Пространство картин Сорочкина драматично. В нем ощутимо противоборство полярностей: двух миров – внутреннего и внешнего. Будто каждый изображенный объект стремится быть сам по себе и сам в себе, но некая центробежная сила рвется из него наружу, а упругое, материально-плотное пространство ей препятствует. От этого напрягаются оболочки предметов – яблоки становятся круглее круглого, решета подсолнечников болезненно деформируются, их острые лепестки могут поранить. Натянутые, как тетива, линии прочерчивают резкие разграничения. В палитре живописца верх берут холодные, отстраняющие тона, вступающие в контрастные созвучия с более теплыми. Художник создает новые, непривычные глазу, тревожащие цветовые гармонии.
Вряд ли героем его полотен является сиюминутное, навеки исчезающее состояние, настроение. Скорее, цель художника – это поиск константы, метафизической основы. Он находит самую точную пластическую характеристику человека, предмета, ландшафта. Натура выстраивается на полотне как идеальная конструкция, очищенная от случайностей. Это архетипический образ, с ярко выявленной сущностью, освобожденной красотой. Здесь каждая деталь имеет смысловое значение. Композиционная организация холста, объединяющая далекое и близкое, материальное и духовное, возвышенное и обыденное, холодное и теплое, мелкое и крупное передает двуединство мира. Четкая пластическая формула фиксирует реальность картины в состоянии равновесия между противоположными силами. В этой точке равновесия удерживается гармония и порядок.
Работы Сорочкина оставляют впечатление чистоты, эстетической безупречности. Что его порождает? Отточенность мысли и формы, безупречность стиля и вкуса? Или ответственность художника за молвленное слово, добросовестность профессионала? Или его ранимая душа, не принимающая компромиссов? Несомненно. Но есть еще одно –чистота и красота в искусстве Сорочкина – это, на мой взгляд, составная часть его философии, средство его личного противостояния несовершенству мира и разрушающему хаосу.
Как правило, в характеристике творческого деятеля, особенно в связи с юбилеями, главное место занимает сообщение о количестве сыгранных ролей, поставленных фильмов, изданных книжек, написанных картин. Это, действительно, показатель работоспособности, востребованности, благоволения судьбы, которые много говорят о человеке, но не обязательно соответствуют силе таланта и достоинству художника. Можно ли сказать – это много или мало, когда речь идет о подлинном искусстве? Много или мало полотен написал Александр Михайлович Сорочкин? Не нам судить. Можно лишь с уверенностью сказать, что он не создал ни единой вещи, лишней в жизненном пространстве.
Сорочкин – один из сложных, глубоких, интеллектуальных художников. Его картину пересказать невозможно: получится банальное перечисление запечатленных на холсте предметов. Содержание его работ значительнее изображенного мотива.