О выставке
Живопись, графика. К 80-летию со дня рождения

Мое знакомство с профессией металлургов произошло так: демобилизовавшись из армии, я приехал в Липецк и вскоре узнал, что мой армейский сослуживец Миша Хованский работает в сталеплавильном цехе, и мне захотелось увидеть его работу. То, что я увидел, произвело на меня огромное впечатление, на всю жизнь. Это были грандиозные пространства цехов, в сравнении с которыми люди казались маленькими, словно муравьи, и, как в муравейнике, каждый из них выполнял свое дело очень ловко, точно, согласованно с другими. Я увидел человека в драматическом столкновении со стихией огня и расплавленного металла. Я ощутил состояние человека, когда его сильное маленькое тело, спрятанное под черепашьим, негнущимся панцирем спецодежды, парится под ней, обгорает, преодолевает тяжесть. Я понял, что металлург – это очень мужская профессия. Она требует постоянного преодоления, большого мужества. А для мужчины это самое важное. И еще я понял, что в работе раскрываются все качества человеческого существа – ярко, горячо.

Я всегда стараюсь выразиться коротко. Но в жизни нет такого события, которое не аккумулировало бы в себе целый ряд аспектов, ощущений, проблем. На основе этого события можно сделать ряд обобщений и заключений. Так коротко, как можно сказать словами, в картине не получится. Поэтому картина ведет рассказ короткими, по возможности ясными, выводами о событии, о его причинах и следствиях, о человеке и его роли в нем, о человеческих отношениях. Профессионально картина требует от автора владения множеством средств, которые воздействуют на зрителя. Это – композиция, пластика, колорит, валёры… В картине этого набирается больше, чем в других жанрах.

Идея картины возникает всегда от встречи с каким-то событием, с проблемой, или от понимания чего-то, озарения. Бывает, какой-то толчок, звук, сигнал заставляют развить мысль до вывода. Например, идея «Салюта Победы», рождена рваным светом из окна, который бросал взбесившийся фонарь. Из этого получилась картина. Бывают такие состояния, которые ты можешь выразить через чьи-то действия, через кого-то из героев. Перелагать это на себя – нескромно, но ты знаешь, что в людях это тоже есть. Через какие-то совокупности индивидуальных качеств героя и его переживаний это можно передать выразительнее. При совпадении твоих собственных желаний, пониманий, волнений с подобными же состояниями у других людей и можно сказать, что мы вместе. Отчего? Оттого что мы понимаем – когда горько, когда радостно.

Что дает жанр натюрморта? Мне кажется, что он рассказывает о том, как я живу. Как я ссутулился, в каком я контрасте, на что. Какие там линии и из-за чего они острые, отчего там такая активная тепло-холодность, пространство растянуто или наоборот сжато, или раскрыто. Натюрморт это рассказ о жизни художника. Но не мертвая натура, или то, что относится к понятию «изучение предметов». Он открывает новый взгляд на художника, раскрывая его индивидуально, порой – иносказательно. Интимный ли это жанр для меня? Интимный – это когда не нараспашку. Я вообще не живу нараспашку. Я могу подарить себя полностью, а спрятаться – это мое постоянное состояние.

В поступках, делах, произведениях всегда есть многозначность, многосложность. Предложения, которые я делаю, могут быть интересны не только мне. Поэтому я не стесняюсь о них рассказать, больше того – привлечь людей к своей затее, вовлечь, загрузить той мыслью, которая поначалу, быть может, им не была близка. Когда мышление и действие становятся коллективными – радость. Общение с людьми – это личное обогащение, потому что ты видишь, как по-разному можно подойти к решению одной и той же задачи. Наступает момент аккумулирования добра.

Жизнь меняется. Но для меня по-прежнему черное – это черное, белое – это белое. А идеалы – они углублялись, поверхностное отпадало. Башку и руку набивал. Сейчас я начинаю понимать значение простоты, естественности, ненатужности – обыкновенщины. Вот пришел человек к человеку, сказал какие-то правдашние слова, и чтобы никуда не спешить, иметь возможность рассудить, переждать что-то, может, дать друзьям и недругам проявить себя.

Из интервью 1997-2004 годов, данных Т.И. Нечаевой


Работы для выставки предоставили:

  • семья Дворянчиковых,
  • Липецкий областной художественный музей,
  • Художественный музей им. В.С. Сорокина,
  • Музей изобразительных искусств ДХШ № 2,
  • коллекционеры Липецка
Об авторе
Дворянчиков Вилен
1934-05-05
Елец

Он запомнился мужественным, волевым, энергичным, принципиальным, остроумным, красивым человеком; в живописи – прежде всего – своими монументальными полотнами, прославлявшими город металлургов в искусстве страны.

Больше об авторе
Обзор выставки «‎Живопись, графика. К 80-летию со дня рождения» в прессе
Липецкая газета
И. Неверов: То безумное, пропахшее дымом и гарью лето 2010-го добило больное сердце талантливого художника Вилена Дворянчикова. А на следующий день после его смерти огонь не ...

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

[email protected]

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!

2024 © Сделано Андреем Сергеевым с уважением для Галереи Назарова.