Анатолий Александрович Любавин – народный художник РФ, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, профессор, секретарь Союза художников России. Выставляется много как на родине, так и за её границами. В Липецк работы мастера, объединённые в экспозицию «Формула искусства», приехали сразу же после демонстрации в Париже. Искусствовед, куратор выставок Галереи Назарова, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Ивановна Нечаева говорит, что мечтала привезти Любавина в Липецк ещё несколько лет назад. Но тогда что-то не срослось, зато на сей раз работы художника, написанные в последние годы, украсили небольшое пространство галереи.И не просто украсили, а раскрасили. На мой взгляд, Анатолий Любавин – живописец жизнерадостный, открытый, благодарно отдающий полотну, а через него и зрителю, свои эмоции и мысли.
К сожалению, на открытие выставки в Липецке Анатолий Александрович Любавин приехать не смог. Но это не отменяет диалога с автором и с создателями экспозиции.
– Он представляет собственную творческую манеру, которая отличается особым вниманием к пластике, к композиции, к цветовым отношениям, подчинённым замыслу, – считает Татьяна Нечаева. – А замысел – показать гармонию мира и человека в этом мире. Он пишет в основном членов своей семьи, детей. Любавин хорошо помнит, каким он был в детстве, он понимает, что творится в сердце подростка, который только пробуждается к жизни, делает открытия, прислушивается к себе и миру.
"Творчество художника Анатолия Любавина – уникальный мир, что редкость среди профессионалов. Необыкновенно трепетный, тонкий, изысканный, и в то же время мужественный и слегка ироничный. В цвете, пластике, образах и темах он не особенно разнообразен и кипуч: ни политики, ни всемирных и социальных проблем. Вместо этого – гармоничный мир ближайшего окружения – людей, животных, растений, городской среды. Но в этом небольшом вроде бы узком кругу столько мыслей и красоты, такая глубина чувств и таинственное очарование, какие присущи только настоящим произведениям искусства. Это – как хорошая музыка, которую можно слушать, а растолковывать бесполезно»
– такую рекомендацию даёт живописцу Альбина Георгиевна Акритас, российский живописец, художник-монументалист, график, поэт, педагог, профессор, член Президиума Российской академии художеств.
– Главное, что я вижу в работах Любавина, – это музыкальность, гармония. Он – человек, который с большой благодарностью принимает мир, который умеет ценить обыденность, умеет любить ближних, – делится Татьяна Ивановна Нечаева. – Его вдохновляет всё, что составляет сиюминутную семейную бытовую жизнь, то простое, мимо чего проходят люди, не замечая, что это всё и есть жизнь, счастье. Хотя в последнее время жизнью считается перечень дел и достигнутое, успешность. А каждодневное – семейное – мы можем не замечать за проблемами, за суетой.
И нам кажется, что есть что-то более важное, нежели бегающий где-то под ногами ребёнок или изящество супруги. У художника есть картина «Незнакомка», на ней изображена жена. И он смотрит на неё словно впервые, открывая новые черты, удивляясь и восхищаясь.
Помимо картин мы выставляем и его серию офортов «Тихие вечера в деревне Савино». Если присмотреться, кажется, в деревне ничего особенного не происходит, кроме разве что самой жизни. Здесь жизнь как праздник, как танец. Это единение человека с природой, с семьёй, – человека любящего и любимого. И говорит автор очень целомудренно, бережно и нежно о том, что он любит.
– Моя наставница, замечательный скульптор Ирина Фёдоровна Блюмель, говорила, что художник – это в первую очередь вкус. И только когда он появится, есть шанс воспитать в себе художника, – говорит народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Юрий Дмитриевич Гришко. – Вот и Анатолий Любавин – первоклассный художник, современный, не порвавший с предметом. Имея могучую школу, он её правильно использует. Но на игле школы сидеть постоянно нельзя, ею можно вооружиться и идти дальше – тогда она внутри тебя процветёт хорошим цветом.
Быть может, формулой искусства решить уравнение жизни и невозможно, но попытаться хотя бы что-то себе объяснить – можно. А для этого стоит прийти в Галерею Назарова…
Анатолий ЛЮБАВИН:
«Когда у человека в доме на стене есть открытка или репродукция какого-либо художественного произведения, если снять её, то сразу ощутится пустота, как будто чего-то уже не хватает. Поскольку само появление в интерьере дома какого-либо произведения искусства – и необязательно оригинала! – имеет прямое воспитательное значение»
«Традиции ведь не в том заключаются, чтобы повторять старое! Классическая форма, по сути своей, живая, она меняется во времени. Понять эту суть, хотя бы попытаться это сделать, чтобы найти своё собственное пространство, найти свою форму искусства, наверное, это самое главное для художника. Никто не скажет рецепта. Потому что рецепта нет. Художник сам ищет свою личную формулу, своё божественное пространство в этом мире»
«Художнику очень сложно говорить об искусстве. Он должен идти вперёд и ошибаться. Ошибка всегда должна быть в его жизни, иначе, не разбив колени, он не поднимется на вершину. Можно просто сидеть и разглагольствовать об искусстве, но когда движешься вперёд, ошибок не избежать. Энергия, которую художник вкладывает в своё произведение, мне кажется, не проходит даром. Сколько сам вложишь, столько и получишь энергии обратно – от зрителей. А уж кто из художников лучше – время расскажет»
«Рембрандт в своём искусстве и мастерстве перешагнул уровень своих современников – они просто не понимали его роли в истории искусства. И картина «Возвращение блудного сына» – классический образ: через жест показано прощение. Рембрандт ничего не говорит, молчит. Его полотно столько столетий молчит. А диалог, в нём заложенный, не утихает: вопрос – и нет ответа… Все мы когда-нибудь придём на Суд и спросим: прощены ли мы? И что там будет: прощает или не прощает?» Рембрандт не даёт конкретного ответа «да» или «нет». Мы просто надеемся, что отец сына прощает»