Даже если эти гипнотизирующие зрителя графические листы называются «Двое» или «Трое», даже если художник изображает шествие целой толпы по неведомо куда ведущей дороге, он говорит с нами об одиночестве. У него нет отчаяния, крика, надрыва. Печаль Петра Дика тиха, словно падающий снег. Наверное, не случайно мастера притягивали почти монохромные пейзажи зимы — с бело-серыми снежными холмами, с бело-серым небом над ними. Он всматривается в это глухое, пустое пространство, которое ему хотелось согреть, очеловечить, наполнить.
А еще персонажи Дика возникают нередко на непроглядно-черном фоне. И фигуры в белых одеждах — детей и взрослых — в такой метафизической тьме как свечи. Они собой, своим присутствием в равнодушном мире освещают его, пусть лишь самый малый «пятачок», привносят в него смысл, защищая друг друга от приговора, что заранее вынесен всему и каждому. Спасение любовью, теплом, нежностью — сквозной мотив в творчестве, да и в судьбе художника. Мужчина спасает женщину, женщина — мужчину, бабушка — внуков, внуки — бабушку… В конце концов, даже кошка, скрашивая закатные дни пожилой обитательницы, погруженной все в тот же зимний сумрак покосившейся избы, — какое-никакое, а спасение, утешение, живая душа.
Дик настойчиво обращается к образам стариков, наставников и детей. Вероятно, это эхо его детства — военного, сиротского. Жена Петра Дика Кира Сергеевна, что привезла вместе с искусствоведом Татьяной Нечаевой работы мужа в Липецк, вспоминает: «Он говорил: так из него постепенно выходит горечь детских лет».
Ему жизнь долго недодавала чувства родства, защищенности, надежности. Став большим художником, он, отрываясь от суетности обыденного, уже сам в своей графике пытался защитить, заслонить других, помочь им отыскать тонкую ниточку надежды.
У него соединились изысканность, артистизм с обнаженной исповедальностью. Философичность, метафизичность мотивов Петра Дика — не плод рационально поставленных опытов, не многозначительное заигрывание с продвинутой эстетской аудиторией. Его герои, при всей их обобщенности, не знаки, ни символы. Они трогательны в своей хрупкости и бесстрашии перед лицом Вселенной.
Кстати
Выставка Дика, открывшаяся в Галерее Назарова, — третья по счету экспозиция художника в Липецке. То, что было событием для Москвы, где работы Дика экспонировались не больше не меньше как в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, то, что захватывало посетителей престижных зарубежных площадок, сегодня вновь доступно для липчан.