Новая выставка в галерее Н, как всегда, обязательна к просмотру. На этот раз владелец галереи Александр Назаров и арт-директор Татьяна Нечаева балуют нас художником Петром Диком. В Липецке это уже третья выставка владимирского графика. Первая прошла в Доме Мастера, вторая — в Центре ИЗО. Все они были организованы несколько лет назад Татьяной Нечаевой совместно с его женой Кирой Сергеевной Лимоновой. Обратимся же к художнику, который владеет тайной, как превращать рисунок в произведение искусства.
Во всём мне хочется дойти до самой сути В работе, в поисках пути, в сердечной смуте… Борис Пастернак
Графика Петра Дика сверхпластична, затрагивает самое тонкое, чувственное в душе. При её созерцании где-то внутри начинает звучать вечная, спокойная, гениальная музыка Баха. Сюжеты — про то, о чём невозможно рассказать словами, неуловимые движения души. В целом они сводятся к нескольким архетипам. Первый — прообраз дверного проёма или отверстий сосудов, некий выход за пределы. Второй — тема шествия людей, своей атмосферой обрядовости напоминающие крестные ходы или даже переселение народов, вызывает чувство непрерывного движения. Третий образ — пейзажи с бесконечным горизонтом, как протяжная песня о сокровенном. Четвёртый — куполообразные композиции. Это люди с зонтами, абажуры, шатры, шляпы, паруса и так далее. Встречается тема музыки, танца, чтения, сна, ученичества и материнства. Но все они не натурные, а являющие собой скорее метафизику бытия.
Техника, в которой работал Пётр Дик, довольно необычна. Это сухая пастель по мелкозернистой наждачной бумаге. Видимо, только этот материал может передать те частоты, что проецируют нам его искусство, совмещая тактильность поверхности с образностью изображённого. В выборе цвета художник немногословен. Но каждый тщательно выверен по тону и массе в композиции. Благодаря такой вдумчивости, цвета звучат глубокими правильными нотами в единой мелодии.
Пётр Герардович Дик родился на Алтае в 1939 году. В сталинские времена из столиц сюда выселяли этнических немцев. Закончил Строгановское училище.
Жил в старинном русском городе Владимире с богатой иконописной культурой. «Мало сказать, что мне нравится русское средневековое искусство, оно оказывает на меня большое воздействие, раскрываясь по мере моей возможности его принять», — говорит Пётр Дик в интервью с Ириной Марц. Ощущение византийской фрески можно почувствовать в общем направлении его творчества. Художник использует иконописные приёмы: уплощение, локальная заливка цветом, декоративность, сведение очертаний пейзажа и человеческих фигур к символам. Для большей абстрагированности часто изображает их со спины.
В 1993 году участвовал в выставочных проектах АРТ-МИФ. В 1994 году — персональная выставка в Третьяковке, в 1997 — в Русском музее. Помимо этого устраивает множество выставок в городах России и Германии. В 2001 году удостоен почётного звания народного художника России. Умер в Германии в 2002. В этом же году снова организовывается выставка из его произведений в Русском музее, а в 2005 — в Пушкинском. Сегодня его работы продолжают выставляться, появляются новые тексты о его творчестве, словом, необходимость в его искусстве не ослабевает.
На открытии выставки 11 марта 2016 года было сказано много слов о творчестве художника. По определению арт-директора Татьяны Нечаевой, его рисунки — понимание жизни человека между двумя бесконечностями: до нас и после нас. Человек рождается одиноким и всю жизнь ищет подругу, учителя, друга, родственную душу. Графика Дика — это формулировка каждого мига бытия.
Его метод — исключение случайностей, отбор главного, поиск сути. Композиции на его листах сводятся к лаконичному иероглифу и этим его напоминают философию японского искусства — отсекать лишнее, оставляя то, без чего невозможно.
Скульптор Александр Вагнер заметил, что в 1939 году родились сразу два талантливейших русских графика: Александр Сорочкин и Пётр Дик. В переводе с немецкого его фамилия переводится как «дамба», или как «приумножение, увеличение», и в его пастелях очень чувствуется это приумножение значительности, смыслов, чувств.
Интересен взгляд Андрея Ломоносова на искусство Дика. По мнению культуролога, его посыл — задать высокое качество жизни. Это можно назвать доказательством Бога, то есть доказательством неслучайного. По сути, искусство — это катарсис, то есть очищение средствами этого искусства.
Выставка продлится до 10 апреля 2016.