В то время, когда все и каждый озабочены стоимостью потребительской корзины и подсчётом индивидуального прожиточного минимума, в Липецке чётко определён художественный минимум: три вернисажа в неделю. В этот раз художественные подарки липчанам преподнесли один белорусский авангардист, один столичный потомок легендарного революционера и один известный липецкий любимец дам.
Биографию Юрия Николаевича Ларина (1936–2014), чью «персоналку» можно посмотреть в эти дни в галерее Назарова, предопределило его происхождение. Дело в том, что Юрий Николаевич родился в семье Николая Бухарина и Анны Лариной.
Николая Бухарина, видного общественно-политического деятеля, обвинили в заговорщической деятельности и приговорили к расстрелу, когда Юрию шёл всего второй год. Мать тоже арестовали. С 1938 до 1946 года он воспитывался у родственников, а с 1946 года — в специальном детском доме под Сталинградом. Имя отца будущий художник узнал только в 1956 году. Несмотря на все сложности, упорство Юрия Ларина позволило ему получить блестящее образование в области изобразительных искусств. С 1970 года Юрий Николаевич уже преподаёт в Московском художественном училище памяти 1905 года. Однако свой пост ему пришлось навсегда оставить в середине 1980-х годов: последствия тяжёлой болезни привели к утрате способности двигать правой рукой. С тех пор кисть мастер мог держать только левой.
«Одной левой» Юрий Николаевич умудрился создать новый оригинальный художественный метод, названный им концепцией предельных состояний. Впрочем, в этом направлении мастер двинулся ещё в начале 1980-х, а середина десятилетия ознаменовывается появлением совершенно уникальных пейзажей – загадочных, надмирных. Знатоки обнаружили в них совершенно неповторимое преображение природных форм с помощью света. С этого времени творчество художника целиком посвящено поиску равновесия между категорией изобразительного, живописно-пластического и духовным, музыкальным началом.
К сожалению, рассказать нам о своём художественном видении мастер не успел: Юрий Ларин скоропостижно скончался в Москве в прошлом году. Осталось множество воспоминаний современников, которые отмечают связь Ларина с русским классическим авангардом. Известный график Май Митурич пишет: «…всей своей работой Юрий Николаевич Ларин стремится к постижению души феномена живописи, к созданию чистой живописи во всех смыслах этого слова. Под кистью уже не натура, но ещё и не абстракция». Известный российский искусствовед, автор книг и статей о русской живописи XX века Галина Вадимовна Ельшевская подчёркивает замкнутость и неэмоциональность картин Ларина: «Его безлюдные пейзажи, погружённые в тишину и одиночество, приглашают к молчаливому меланхолическому созерцанию. Диалог художника с природой выглядит как монолог самой природы — эстетически организованной, — но чувство автора спрятано за абсолютностью этой организации. Кроме темы чисто пейзажной здесь есть и тема художнической рефлексии, и тема самого искусства как механизма творческого преображения натуры, как способа гармонизации мира. Отбрасывая детали, отваживаясь на смелые пластические деформации, Ларин обнажает «душу» ландшафтного вида».
Наш человек
Последняя приведённая цитата, как ни удивительно, вполне подойдёт для описания живописного языка липчанина Олега Кузина. Разве что деталей он не отбрасывает. Скорее, детали его полотен преломляются в эмоционально насыщенном цветовом водопаде, буквально обрушивающемся на зрителя. В чём мы предлагаем вам убедиться, отправившись в художественную школу № 2, где уже в третий раз открылась ставшая ежегодной отчётная выставка маэстро и учениц его кружка. Или, как мы сами придумали называть этот творческий союз, «Художественной артели имени О.В. Кузина». Напомним, что по субботам к маститому живописцу спешит немногочисленный, но очень дружный женский коллектив: непрофессиональные художницы набираются в свободное от ежедневных хлопот время навыков от почитаемого ими профессионала.
«Итоги недели» подробно рассказывали в прошлом году об этой секции по интересам «для тех, кому за 30», поэтому повторяться не будем. Обратим внимание лишь на следующий занимательный факт: с годами произведения «любительниц» всё сложнее отличить от работ самого преподавателя.
Педагогический талант Кузина, надо признать, взрастил в областном центре как минимум нескольких весьма убедительных и самобытных творцов. Впрочем, за взращиванием Олег о творчестве нисколько не забывает. Чему доказательство – просто феноменально удачный набор картин, которые он создал в течение прошлого года. Пусть мы и можем говорить исключительно с субъективных позиций, но именно выставка Кузина и его девушек кажется нам наиболее привлекательной среди трёх, которые мы посетили в марте. Возможно, сила в обаянии его учениц? Отчасти так. Но до чего хороши новые полотна Олега Васильевича – словами не передать. Он – настоящий молодец, мы гордимся липецким художником. Сюжеты для любителей его «слоёных пирогов» (так автор называет свои живописные холсты) достаточно привычные: вот – двое, а вот – семья, вот – Исаакиевский собор, а вот – «порезанный» пейзаж. Полная неожиданность – увидеть написанную Кузиным корову, которую доит бабушка. Как выясняется, его собственная. Но краше всего в экспозиции – абстракция. Таких обильных фактурой и почти одушевлённых композиций, кажется, раньше мы ещё не видели. Работы Кузина производят очень сильное впечатление и несут в себе потрясающей силы энергетический заряд. Откровенно говоря, они достойны как минимум музея, а уж никак не скромного зала детской художественной школы.
Мы написали, а уж куда пойдёте в первую очередь вы – определяйтесь сами. Главное – не ленитесь и идите, мы не устанем вас призывать к этому! Ведь соприкоснуться с прекрасным – так просто. Требуется минимум усилий. И минимум – три выставки.