О выставке
Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)

В его владении свыше шести тысяч работ, их авторы – свободные духом художники, что и является главной идеей собрания. Михаил Алшибая ведет активную выставочную деятельность.

Для показа в Липецке он отобрал произведения и уже знакомых нашему зрителю авторов, и знаменитых, но незнаемых, и вовсе неизвестных, чьим именам и творениям он возвращает жизнь. Выставка демонстрирует безграничность искусства, в контекст которого каждый художник привносит свое неповторимое слово.

В числе авторов – Константин Батынков, Владимир Башлыков, Анна Бирштейн, Сергей Бордачев, Андрей Васнецов, Валентин Воробьев, Наталия Егоршина, Ирина Затуловская, Анатолий Зверев, Алексей Каменский, Наталия Касаткина, Анатолий Комелин, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Ирина Мещерякова, Владимир Немухин, Наталия Нестерова, Дмитрий Плавинский, Владимир Пятницкий, Наталья Ситникова, Ирина Старженецкая, Илья Табенкин, Игорь Шелковский, Михаил Шемякин, Виктор Эльконин, и другие.

ТЕКСТ, КОНТЕКСТ И ПОДТЕКСТ

Молчание – тоже текст. 
Мераб Мамардашвили

Понятие «контекст» (от латинского contextus – соединение, связь) имеет узкое и более широкое значение. Контекст в узком смысле – лингвистический термин, законченный отрывок текста, позволяющий уточнить смысл входящих в него слов. В более широком смысле «контекст» – окружение, среда, в которой существует тот или иной объект, явление. Некоторые кураторы и арт-критики пытаются представить современное русское искусство как, главным образом, концептуалистский проект. Прочие многочисленные «круги» нашего искусства второй половины ХХ века и новейшего времени они рассматривают как некий «контекст», то есть немагистральные направления. Порой эта точка зрения звучит совершенно отчетливо, в иных случаях она несколько завуалирована, но достаточно легко в рассуждениях о «тексте» (концептуалистский мэйнстрим) и «контексте» (пластические направления) увидеть некий подтекст, underlying message.

Концептуальный элемент в изобразительном искусстве присутствовал всегда. Сколько бы мы ни рассуждали о пластике, текст лежит в основе визуальных репрезентаций всех эпох: наскальных рисунков со сценами охоты, древних и средневековых образцов религиозного искусства, портретной и исторической живописи Возрождения, голландских натюрмортов «vanitas» и даже классической и новой абстракции. Специфика изобразительного искусства заключается в том, что текст облечен в пластические формы, «озвучен» пластическими средствами. В собственно концептуальном искусстве текст дается непосредственно, но это вовсе не отменяет пластики, присущей визуальному искусству по определению. Текст, по крайней мере, написанный, тоже пластичен. В концептуалистской картине текст не висит в вакууме, он занимает свое место в пластически организованном пространстве. Пластическое и концептуальное – суть две неразделимые составляющие визуального произведения искусства. Помимо концептуального направления «круги» неофициального (в советское время) и так называемого актуального (в постсоветский период) искусства включали абстрактное направление, неоэкспрессионизм, метафизическую живопись, мистический и магический реализм, кинетическое искусство и ряд других направлений, конечно, в значительной степени условных. Адепты этих художественных направлений объединялись в группы, те самые «круги» андеграунда. Лианозовская группа была объединением, скорее, по географическому и семейному признаку. Концептуалисты создали условное объединение «Сретенский бульвар», куда входили и художники, тяготеющие к сюрреализму (Соостер, отчасти Янкилевский), кинетисты образовали группу «Движение», художники мистического направления частично сплотились вокруг мамлеевского кружка, а также вокруг фигуры Владимира Пятницкого, художника психоделического толка. Позже возникла известная «двадцатка» на малой Грузинской и отчасти в противовес ей объединение «21 художник», включавшее самых разных персонажей.

Все эти течения и объединения возникали в значительной степени как протест против диктата МОСХа и доктрины соцреализма, официально декларируемой советским искусствоведением, и сегодня многие рассматривают неофициальное искусство в целом как главное в нашем искусстве второй половины ХХ – начала нынешнего столетия. Но были и есть еще художники, занимавшие как бы положение на грани официального и неофициального искусства. Это, прежде всего, так называемый «левый МОСХ», включавший более старшее поколение, создавшее «суровый стиль» (Никонов, Андронов, отчасти Васнецов и Эльконин), и более молодых художников, «семидесятников» в лице Нестеровой, Старженецкой, Назаренко, Мещеряковой. Выдающийся пионер концептуально-абстрактного направления, Ю.С. Злотников тоже «путешествовал» между авангардным и более или менее традиционным направлениями, периодически возвращаясь к фигуративности.

Мне с самого начала моей коллекционерской истории, с середины 80-х, хотелось собрать наиболее широкий «срез» того, что происходило в нашем искусстве на протяжении моей собственной жизни. При том, что меня в большей степени интересовали все же художники более радикального толка, я увлекался именами забытыми, невостребованными, находящимися как бы на периферии художественного процесса. К ним в значительной степени относится название этой выставки – «Контекст», а мой подтекст заключается в том, что при всех внешних различиях я не разделяю художников на «авангардистов» и «традиционалистов», не делю искусство на хорошее и плохое. Нет «хорошего» и «плохого» искусства, существует искусство и не-искусство, или псевдоискусство, по терминологии Робина Коллингвуда, и задача коллекционера заключается в том, чтобы видеть подлинного художника.

Михаил Алшибая

Об авторах
Групповая выставка
Обзор выставки «‎Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)» в прессе
Липецкая газета
И. Неверов: Почему-то мне казалось, что известный врач, один из ведущих кардиохирургов в стране, доктор медицины, профессор, увлеченный искусством, скорее всего, будет собирать произведения традиционного направления, ...

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!