Групповая выставка
Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)
Июль 2018

Выставка «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»

В его владении свыше шести тысяч работ, их авторы – свободные духом художники, что и является главной идеей собрания. Михаил Алшибая ведет активную выставочную деятельность.

Для показа в Липецке он отобрал произведения и уже знакомых нашему зрителю авторов, и знаменитых, но незнаемых, и вовсе неизвестных, чьим именам и творениям он возвращает жизнь. Выставка демонстрирует безграничность искусства, в контекст которого каждый художник привносит свое неповторимое слово.

В числе авторов – Константин Батынков, Владимир Башлыков, Анна Бирштейн, Сергей Бордачев, Андрей Васнецов, Валентин Воробьев, Наталия Егоршина, Ирина Затуловская, Анатолий Зверев, Алексей Каменский, Наталия Касаткина, Анатолий Комелин, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Ирина Мещерякова, Владимир Немухин, Наталия Нестерова, Дмитрий Плавинский, Владимир Пятницкий, Наталья Ситникова, Ирина Старженецкая, Илья Табенкин, Игорь Шелковский, Михаил Шемякин, Виктор Эльконин, и другие.

ТЕКСТ, КОНТЕКСТ И ПОДТЕКСТ

Молчание – тоже текст. 
Мераб Мамардашвили

Понятие «контекст» (от латинского contextus – соединение, связь) имеет узкое и более широкое значение. Контекст в узком смысле – лингвистический термин, законченный отрывок текста, позволяющий уточнить смысл входящих в него слов. В более широком смысле «контекст» – окружение, среда, в которой существует тот или иной объект, явление. Некоторые кураторы и арт-критики пытаются представить современное русское искусство как, главным образом, концептуалистский проект. Прочие многочисленные «круги» нашего искусства второй половины ХХ века и новейшего времени они рассматривают как некий «контекст», то есть немагистральные направления. Порой эта точка зрения звучит совершенно отчетливо, в иных случаях она несколько завуалирована, но достаточно легко в рассуждениях о «тексте» (концептуалистский мэйнстрим) и «контексте» (пластические направления) увидеть некий подтекст, underlying message.

Концептуальный элемент в изобразительном искусстве присутствовал всегда. Сколько бы мы ни рассуждали о пластике, текст лежит в основе визуальных репрезентаций всех эпох: наскальных рисунков со сценами охоты, древних и средневековых образцов религиозного искусства, портретной и исторической живописи Возрождения, голландских натюрмортов «vanitas» и даже классической и новой абстракции. Специфика изобразительного искусства заключается в том, что текст облечен в пластические формы, «озвучен» пластическими средствами. В собственно концептуальном искусстве текст дается непосредственно, но это вовсе не отменяет пластики, присущей визуальному искусству по определению. Текст, по крайней мере, написанный, тоже пластичен. В концептуалистской картине текст не висит в вакууме, он занимает свое место в пластически организованном пространстве. Пластическое и концептуальное – суть две неразделимые составляющие визуального произведения искусства. Помимо концептуального направления «круги» неофициального (в советское время) и так называемого актуального (в постсоветский период) искусства включали абстрактное направление, неоэкспрессионизм, метафизическую живопись, мистический и магический реализм, кинетическое искусство и ряд других направлений, конечно, в значительной степени условных. Адепты этих художественных направлений объединялись в группы, те самые «круги» андеграунда. Лианозовская группа была объединением, скорее, по географическому и семейному признаку. Концептуалисты создали условное объединение «Сретенский бульвар», куда входили и художники, тяготеющие к сюрреализму (Соостер, отчасти Янкилевский), кинетисты образовали группу «Движение», художники мистического направления частично сплотились вокруг мамлеевского кружка, а также вокруг фигуры Владимира Пятницкого, художника психоделического толка. Позже возникла известная «двадцатка» на малой Грузинской и отчасти в противовес ей объединение «21 художник», включавшее самых разных персонажей.

Все эти течения и объединения возникали в значительной степени как протест против диктата МОСХа и доктрины соцреализма, официально декларируемой советским искусствоведением, и сегодня многие рассматривают неофициальное искусство в целом как главное в нашем искусстве второй половины ХХ – начала нынешнего столетия. Но были и есть еще художники, занимавшие как бы положение на грани официального и неофициального искусства. Это, прежде всего, так называемый «левый МОСХ», включавший более старшее поколение, создавшее «суровый стиль» (Никонов, Андронов, отчасти Васнецов и Эльконин), и более молодых художников, «семидесятников» в лице Нестеровой, Старженецкой, Назаренко, Мещеряковой. Выдающийся пионер концептуально-абстрактного направления, Ю.С. Злотников тоже «путешествовал» между авангардным и более или менее традиционным направлениями, периодически возвращаясь к фигуративности.

Мне с самого начала моей коллекционерской истории, с середины 80-х, хотелось собрать наиболее широкий «срез» того, что происходило в нашем искусстве на протяжении моей собственной жизни. При том, что меня в большей степени интересовали все же художники более радикального толка, я увлекался именами забытыми, невостребованными, находящимися как бы на периферии художественного процесса. К ним в значительной степени относится название этой выставки – «Контекст», а мой подтекст заключается в том, что при всех внешних различиях я не разделяю художников на «авангардистов» и «традиционалистов», не делю искусство на хорошее и плохое. Нет «хорошего» и «плохого» искусства, существует искусство и не-искусство, или псевдоискусство, по терминологии Робина Коллингвуда, и задача коллекционера заключается в том, чтобы видеть подлинного художника.

Михаил Алшибая

Обзор выставки в прессе

Липецкая газета
7 авг
И. Неверов: «Почему-то мне казалось, что известный врач, один из ведущих кардиохирургов в стране, доктор медицины, профессор, увлеченный искусством, скорее всего, будет собирать произведения традиционного направления, радующие глаз, умиротворяющие, непременно в тяжелых золоченых рамках»

Авторы выставки

Групповая выставка
Больше о нас в соцсетях и сообщестивах:

Архив выставок галереи Назарова

Фаворский Владимир
Владимир Фаворский (ксилография, рисунок, линогравюра, скульптура, сценография)
Ноябрь 2018
Бабин Валерий
Там, на моей родине (живопись)
Октябрь 2018
Групповая выставка
Круговерть (живопись, художественное стекло)
Август 2018
Лубенников Иван
Лицо свободы
Июнь 2018
Королев Виктор
Один из лучших
Апрель 2018
Горина Елена
Мой сад (живопись)
Март 2018
Затуловская Ирина
Чёрный фон. Работы на бумаге
Январь 2018
Сорокин Виктор
Зимки. Живопись и графика из частных коллекций
Декабрь 2017
Шаховской Дмитрий
Скульптура, графика
Ноябрь 2017
Захарова Наталья
Деревянные небеса
Сентябрь 2017
Дервиз Григорий
Верность принципам
Август 2017
Урядова Наталья
Приношение
Июль 2017
Глебова Наталия
Люблю синее и зеленое
Июнь 2017
Литвин Инна
Калейдоскоп-3
Апрель 2017
Сальников Евгений
Далекое-близкое
Март 2017
Лаврова Ирина
Сад воспоминаний
Февраль 2017
Пчельников Игорь
Зима в деревне Матюшино
Декабрь 2016
Любавин Анатолий
Формула искусства
Октябрь 2016
Групповая выставка
МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов
Сентябрь 2016
Групповая выставка
ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура
Июль 2016
Басыров Гариф
СПЯЩИЕ. Графика
Июнь 2016
Сорокин Виктор
СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций
Апрель 2016
Дик Пётр
Между двумя бесконечностями
Март 2016
Маврина Татьяна
Подмосковье
Февраль 2016
Групповая выставка
Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера
Декабрь 2015
Васнецов Андрей
Графика
Ноябрь 2015
Акритас Альбина
Связь времен
Октябрь 2015
Митурич-Хлебников Май
Живопись, графика. К 90-летию художника
Сентябрь 2015
Сорокин Виктор
Натюрморт
Июль 2015
Аршакуни Завен
Графика
Май 2015
Толстая Татьяна
Художник книги. Графика
Апрель 2015
Ларин Юрий
Реальности пространственного света. Живопись, акварель
Март 2015
Красильникова Мария
Восходит солнце, и заходит солнце…
Февраль 2015
Старженецкая Ирина
Библейские холмы
Декабрь 2014
Марц Ирина
Из книги странствий. Живопись
Ноябрь 2014
Дворянчиков Вилен
Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения
Октябрь 2014
Добров Матвей
Забытый классик. Графика
Август 2014
Групповая выставка
Полдень года. Живопись, графика
Июнь 2014
Куцевич Валентина
Посвящение Иллариону Голицыну
Май 2014
Пчельников Игорь
Образ пространства
Апрель 2014
Кузнецова Валентина
Светлое Воскресенское. Керамика
Март 2014
Сорочкин Александр
Живопись
Январь 2014
Сорокин Виктор
Живопись
Декабрь 2013
Гадаев Лазарь
Скульптура, живопись, графика
Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!