Групповая выставка
Круговерть (живопись, художественное стекло)
Август 2018
«Женские истории»
Итого недели, 10 сентября

Евгения Ионова

«Женские истории»

Итого недели, 10 сентября

Евгения Ионова

В Галерее Назарова – «Круговерть». Название выставки московских художников Марии Красильниковой и Татьяны Новиковой оказалось говорящим

С начала по замыслу организаторов выставка должна была называться «Карусель», как одна из картин Марии Красильниковой. Однако позже пришло другое название – «Круговерть». И… понеслось. В этом месте можно сделать несколько ссылок на классиков, например, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Или вспомнить Михаила Булкакова с Михаилом Зощенко. Так или иначе, но новое название изменило плавное течение жизни. Сначала как снег на голову случилась коммунальная катастрофа в стенах Галереи Назарова. Затем ураган в Москве снёс крышу дома Марии Красильниковой – это обстоятельство задержало художников в столице. Так что работать над экспозицией в Липецке пришлось почти в авральном режиме. А на самой выставке кругом пошла голова уже у посетителей – от красоты, таланта и многослойности работ мастеров.

«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть», – сказал Сократ. И, как всегда, был прав. Одно дело смотреть на работы художников и вступать с ними в заочный диалог. И совсем другое – поговорить вживую. Слово художника воздействует на людей не меньше, чем его творчество.

Смешная история

Марию Красильникову в Липецке знают и любят давно – по персональной выставке в галерее Назарова и совместным проектам с супругом Игорем Пчельниковым, Александром Вагнером. Её творчество удивляет лёгкостью кисти, спешащей за мыслью, неожиданностью композиционных приёмов, умением минималистически кратко рассказать полновесные и глубокие истории о мире и людях.

– Мария Владиленовна, рады снова приветствовать вас в наших краях. Думаю, вам здесь интересно, раз периодически сюда возвращаетесь?

– В последнее время в связи с болезнью мужа (Игоря Владимировича Пчельникова, народного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии художеств, художника-монументалиста, живописца, выдающегося мастера, сыгравшего 60-х годах XX века важную роль в обновлении советской художественной культуры. – Прим. ред.) я в Липецке бываю реже, чем хотелось бы. В первую очередь моя любовь к Липецку связана с Александром Вагнером. Благодаря ему мы познакомились и с Татьяной Нечаевой, и с Александром Назаровым. Галерея Назарова хорошо известна не только в Москве, но и в стране. Здесь демонстрируются серьёзные выставки, сюда приезжают лучшие художники. Мы с Татьяной Николаевной Новиковой давно замыслили сделать что-то совместное, и когда встал вопрос, где показывать свои работы, выбрали липецкую Галерею Назарова.

– Как сложился ваш союз?

– Мы знакомы всю жизнь. Татьяна очень значимый художник, работающий со стеклом. Союз живописи и скульптуры вполне традиционен, а я считаю, что Татьяна Николаевна работает именно в жанре скульптуры, а не в декоративно-прикладном творчестве. Когда стали делать выставку, оказалось, что нас волнуют одни и те же темы, правда, смотрим мы на них с разных сторон. Мы друг другу интересны. Познакомились перед поступлением в институт, когда обе провалили вступительные экзамены. И отправились работать лаборантами на кафедры. А потом поступили и учились вместе, только выбрали разные специализации. Дружно прогуливали занятия, когда было малоинтересно.

– Вот говорят: он естественно стал художником, потому что вырос в творческой среде? А почему – естественно? Ваш отец – Владилен Красильников, народный архитектор России, – автор более ста проектов и зданий общественного назначения, среди которых Московский детский музыкальный театр имени Натальи Сац, цирк на Цветном бульваре, театрально-культурный центр имени Мейерхольда, Московский международный дом музыки. То есть вам предназначалась прямая дорога именно в творческий вуз?

– История того, как я захотела стать художником, очень смешная. Пётр Павлович Осовский (академик Российской академии художеств, народный художник СССР, член Союза художников СССР, лауреат Международной премии имени Шолохова. – Прим. авт.) писал пейзаж «Московский Кремль» с крыши института «Гипротеатр», который возглавлял мой отец. И в благодарность пригласил нас к себе в мастерскую. Мне было пятнадцать лет, я выбирала, куда себя применить. Все интеллигентные дети умеют рисовать, играть на музыкальном инструменте и танцевать. Весь этот набор был и у меня. Казалось, прямая дорога в МАрхИ (Московский архитектурный институт. – Прим. авт.), где преподавали родители. Но дед-ботаник считал, что художественное образование – не то, нужно поступать в университет, хотя перспектива учить химию меня мало привлекала. До какого-то момента я находилась в подвешенном состоянии и уже было собиралась подавать документы на истфак МГУ. И тут «подвернулся» Пётр Павлович Осовский. В его мастерской было много света, так замечательно пахло маслом! И всё – для одного человека! И надо всего ничего – картины рисовать. А когда Пётр Павлович угостил компотом, я и поняла, чем должна заниматься. Мечты об архитектуре и истории были забыты, и я пошла учиться на художника. На сегодняшний день у меня есть своя мастерская, я умею варить компот и рисую картины. Жизнь удалась!

– Вы работаете вместе с отцом и с мужем, замечательным художником Игорем Пчельниковым. Сложно существовать в таком семейном трио?

– Для меня работать с папой и мужем, как дышать. Сложно дышать? Не знаю, не дышать не пробовала. Я сотрудничаю с разными художниками и архитекторами. Но с родными людьми намного сложнее. Ни один посторонний архитектор не позвонит в час ночи с предложением отложить твою стенку и взяться за люстру. Возразить здесь ничего нельзя – отец всегда прав.

– Татьяна Ивановна Нечаева охарактеризовала вас так: замыслы толпятся у неё и ждут своего часа. Вы до сих пор не испытываете проблем с идеями и вдохновением?

– Конечно. Если я не знаю, что делать, то не иду в мастерскую – у меня и так полно забот. А уж если я переступила порог мастерской, значит, знаю зачем. Бывает, что у человека источник вдохновения пересыхает, и он перестаёт быть художником – это состояние страшное. Я это видела, но меня Бог миловал. У меня случаются паузы в творчестве, тогда я занимаюсь домом, бытовыми вопросами.

– Коль уж толпа замыслов всё не редеет, значит, впереди много встреч. Будем ждать. И спасибо за беседу.

История вещей

Татьяна Новикова у нас впервые. Татьяна Николаевна – художник известный, в её творчестве нашли отражение традиции московской школы декоративно-прикладного искусства. Более 30 лет она работала в творческом союзе с Натальей Воликовой, которой не стало три года назад. Взаимопонимание и органичное дополнение друг друга привели к сращению и превращению их в одного автора. Работы Новиковой-Воликовой отображают тенденции современного искусства, использующего ассоциативные подтексты, иронию, абсурдность. Их отличает блистательное остроумие. На выставке в Липецке Наталья Воликова стала третьим незримым соавтором, многие работы подписаны её именем.

– Татьяна Николаевна, поделитесь своими первыми впечатлениями от липецкой площадки?

– Пространство галереи просто великолепное, мы сразу нашли общий язык с Татьяной Ивановной Нечаевой. Александр Васильевич Назаров – уникальный человек, нам бы такого в Москве. В залах очень уютно. В столице чего только нет, а здесь люди во многом нуждаются, в том числе в искусстве. Мне интересно узнавать новые пространства, новых художников.

– Вы – стеклянных дел мастер. Почему выбрали столь хрупкий материал?

– Случайность. Хотелось заниматься декоративным искусством, а чем именно – стеклом, тканью, керамикой – не определено. Но когда я начала работать со стеклом, поняла, что ничего другого и не нужно. Оно мне очень близко и пластически, и по характеру: долго думается и быстро делается. Очаровывает то, что стекло вроде есть и его вроде нет.

– В одной из рецензий прочитала, что ваш новаторский метод – в игровом подходе к созданию композиции. В чём это проявляется?

– В поиске метафорических аналогов тому, о чём мы хотим сказать. Не знаю, можно ли это назвать игрой. Персонажи могут быть как будто игровыми, но они имеют под собой серьёзную мысль, о которой интересно думать и говорить, находить для неё форму воплощения.

– Вы пришли в профессию тоже повинуясь обстоятельствам?

– Мой прадедушка был художником-передвижником, оставил большую коллекцию картин. Папа – поэт, мама – медик. Так что я выросла в интеллигентной среде. С детства знала, что хочу стать художником. Хотя первая попытка отдать меня в художественную школу оказалась неудачной. Мы тогда жили в Ялте, педагог поставил задачу: нарисовать без линейки шахматную доску. Целый год я пыталась выполнить его задание. А потом ушла. Спустя некоторое время попала в художественный кружок, там к процессу воспитания юных дарований относились иначе, я увлеклась и рисовала без устали. И уже без этого не смогла.

– Ваша дорога в храм – это естественное желание прикоснуться к духовному искусству?

– Я пишу иконы, занимаюсь реставрацией. И до сих пор желание работать в церкви не иссякло. Храм – один из важнейших центров не только в нашей духовной жизни, но и в истории культуры. Церковное искусство, конечно, даёт ограничения, но с ними ты идёшь не во все стороны, а только вперёд. Правда, к сожалению, сегодня часто можно встретить неправильное понимание канонов – это сбивает людей с толку.

– Художнику легче существовать в современных свободных реалиях, нежели в атмосфере партийного контроля? Ещё несколько лет назад творили художники, далее по списку: писатели, поэты, режиссёры, актёры, философы, языковеды, на которых можно нравственно опереться. Они были значимыми фигурами в общественной жизни. По-моему в наши дни влияние людей культуры на сознание народа очень низкое?

– Раньше сильно ругали художественный совет, а сегодня почувствовали в нём необходимость. Я, например, страдаю, когда вижу безобразные изделия, попадаю в малохудожественное пространство. Но чтобы советовать, нужны специалисты. Самое страшное, что сами люди не хотят видеть и слышать высокое искусство. Мне кажется, что человек меняется в зависимости от того, какую музыку он слушает, какие книги читает, какую видит архитектуру. Сегодня главная идея – заработать денег. Многие художники тоже поддались этому влиянию. Конечно, без средств к существованию нам никак нельзя, но страшно возводить золотого тельца в культ. Сейчас среди художников больше тех, кто лишь декларирует себя таковыми. В авангардном искусстве небольшой процент по-настоящему авангардного искусства. Всё остальное – не имеет к нему никакого отношения, лишь название громкое. Настоящее искусство определяется по шлейфу: даже если, например, тебе на выставке не понравилось, ты ушёл, а послевкусие осталось. Оно заставляет заново переживать те или иные моменты, мысленно возвращаться к увиденному. А иногда люди в первые минуты испытывают восторг, а через час в душе и в памяти ничего не остаётся. Жизнь художника всегда сложная, но сегодня жалко смотреть на то, как мир вокруг изменяется.

– «Круговерть» – символ бесконечности круга или суеты мира и времени?

– Всё в одном. Нам хотелось передать состояние движения, захватить какое-то пространство жизни, чтобы оно не было декоративным, а вмещало многое.

– Когда стекло бьётся, расстраиваетесь?

– Когда ломается что-то нужное, жалею. Но жизнь предмета недолговечна. Хотя сейчас есть возможность склеить стеклянные изделия. Однажды мою «Персону» перед выставкой в одном из московских музеев уронили и разбили. Реставратор собрал её из мельчайших осколков и склеил. Я увидела её на следующий день и была поражена – «Персона» почти что воскресла. Это была история вещи. Тогда я поняла, что у каждого произведения есть своя история и её нужно принимать.

– Вы много лет работали в партнёрстве с Натальей Воликовой. Сейчас – дуэт с Марией Красильниковой. Вам так важно ощущать рядом плечо соратника?

– Так счастливо произошло в моей жизни. Я к этому не стремилось, но это случилось, и мне радостна такая случайность. Нас с Натальей соединил Союз художников, и такие разные мы оказались по большому счёту единомышленниками. После ученического сотрудничества началась пора добровольного творческого тандема, мы друг друга дополняли. Наташа любила во­зиться с материалом, мне нравилось выдвигать идеи и разрабатывать темы. Наше сотворчество меня избавило от излишней сентиментальности, от любования собой, Наташу дисциплинировало. Мы с ней никогда ни о чём не договаривались, даже о деньгах – делили пополам, всё текло как река. Когда Наташи не стало, мне даже некоторое время не хотелось работать. Она была и соавтором, и зрителем. Это после её смерти я поняла, что в первую очередь работала для Наташи… Она была первым человеком, профессионалом, который оценивал мою работу.

– Надеюсь, судьба вам дарует ещё не один творческий союз. Спасибо, что приехали к нам и поделились своими стеклянными, хрупкими историями.

Выставка «Круговерть (живопись, художественное стекло)»

Ещё о выставке

Липецкая газета
4 снт
И. Неверов: «Кажется, на этой выставке трех художниц невозможно было достичь единства впечатлений, найти какой-то общий стержень»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Владимир Фаворский (ксилография, рисунок, линогравюра, скульптура, сценография)»
Липецкая газета. 24 ноября
По выставке «Там, на моей родине (живопись)»
Липецкая газета. 24 октября
По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Липецкая газета. 4 сентября
По выставке «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»
Липецкая газета. 7 августа

По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня

По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля

По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!