Сентябрь 2018
На вечной стройке Вавилонской башни
И. Неверов
Липецкая газета
Статья о выставке

Кажется, на этой выставке трех художниц невозможно было достичь единства впечатлений, найти какой-то общий стержень. Как слить воедино романтические и евангельские, иронические и философские, абсурдистские и чисто житейские мотивы, сюжеты, символы?

Тем более одна из участниц экспозиции, Мария Красильникова, — живописец, а Татьяна Новикова и Наталья Воликова тридцать лет в содружестве создавали изобретательные, виртуозные композиции из стекла.

Соединяя несоединимое

Но и авторы, и липецкая Галерея Назарова рискнули и предъявили публике десятки очень разных работ, доверившись проницательности зрителей — уловить внутреннее родство мироощущения талантливых мастеров. Выставка названа «Круговерть». По словам искусствоведа Татьяны Нечаевой, она задумана как визуальные раздумья о жизни и судьбе, о человеке среди людей, о людях, существующих здесь и сейчас и одновременно — в пространстве истории, мифа, предания, фантазии, короче — вечности.

Надо признать: необычный замысел реализован вполне удачно. Вряд ли кто-то будет недоумевать, почему картина Красильниковой «Брак в Кане Галилейской», где струя воды, перетекая в чашу из кувшина, становится густым красным вином, соседствует с ее же прелестными пейзажами и натюрмортами. Даже в жанровых работах художницы из сиюминутного очень естественно возникает все то же ощущение вечного, что было, есть и будет всегда.

С красильниковской живописью, сколь это ни удивительно на первый взгляд, рифмуются работы Новиковой и Воликовой. И с юмором выполненная фигурка созерцателя. И похожее на ракету и чуть-чуть на пылесос туловище тигра, вызывающего и улыбку, и опаску.

Нам нечасто доводится видеть художественное стекло. А потому трудно себе представить, до чего ж непросто заставить в принципе капризный материал обрести экспрессию, неоднозначность смыслов, способность вызывать смех или грусть. Художницы (одной из них — Наталье Воликовой — не суждено было дожить до липецкой экспозиции) вдохновенно и чуть лукаво играют с нами, отыскивая новые, подчас экстравагантные средства, чтобы поведать обо всем, испокон веков тревожащем и радующем человека.

К примеру, возводят условную, словно на детском рисунке, Вавилонскую башню. Ту самую, из библейской легенды. Она поставлена на железные тонкие ножки, напоминающие куриные лапки. Уже здесь скрыта легкая ус­мешка. Но вот ты решаешь рассмотреть сооружение из стекла поближе, поподробнее. И вдруг видишь собственную физиономию — она появляется во вмонтированном посреди башни зеркале. Получается, мы с вами тоже ее строили, а вернее — до сих пор строим?

Возможно, у кого-то «Вавилонская башня» подсознательно, а то и осознанно свяжется с находящимся в соседнем зале холстом Марии Красильниковой «Толпа». Эта самая большая картина на выставке — без малого два метра на два. Она до самого горизонта, сверху донизу заполнена людскими фигурами. В ней как будто бы нет ничего угрожающего. Автор в полном смысле слова не сгущала темные краски. Колорит ее работы ничуть не зловещий, скорее даже теплый.

Однако ни у кого из персонажей Красильниковой нет лиц, нет глаз. Перед нами скопище неотличимых друг от друга статистов. Это толпа безлико одинаковых, от них нельзя ждать осмысленных, лично выстраданных поступков. И Бог весть, на что их может подвигнуть, куда повести какой-нибудь харизматичный вождь, новый строитель-энтузиаст очередной Вавилонской башни?

Суета сует XXI века

Не исключено, иных посетителей смутит само слово «круговерть» на афише. Уж больно оно бытовое, на чей-то вкус чуть ли не легковесное. Хотя в нашей жизни от рождения до смерти — а именно таков временной диапазон тем и коллизий на выставке — хватает суеты, мельтешения, поверхностных, необязательных хлопот и реакций.

Но соответствует ли понятию «круговерть» поэзия дальних странствий, воплощенная в композиции опять же из стекла «Мечты о море»? Или изысканная красота букета отнюдь не изысканных, простых цветов у Марии Красильниковой? И вообще — волевые духовные усилия вырваться из-под власти повседневного абсурда?

А потому я для себя немного изменил название, воспользовавшись строчкой поэта: «кружение мира перед глазами». Кружение, смена объектов, фокусировки внимания, рождающие сопереживание, ощущение общности с этим миром во всех его разномасштабных, пестрых проявлениях.

Оригинал статьи
http://lg.lpgzt.ru/aticle/71708.htm
Похожие статьи
Итого недели
Евгения Ионова: В Галерее Назарова – «Круговерть». Название выставки московских художников Марии Красильниковой и Татьяны Новиковой оказалось говорящим ...

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!