Сентябрь 2017
Верность принципам человека Возрождения
Евгения Ионова
Итоги Недели
Статья о выставке

Первая за 17 лет персональная выставка неординарного художника Григория Дервиза открылась в Липецке в галерее Назарова.

Сложно поверить, но это факт: работы Заслуженного художника России Григория Георгиевича Дервиза в России не выставлялись с начала нынешнего века. А ведь он не просто хорошо знаком всем знатокам отечественного искусства. С конца пятидесятых годов Дервиз – участник многих выставок, в том числе и в Германии, Венгрии, Румынии. Он автор более тридцати крупных произведений монументально-декоративного искусства в архитектуре общественных зданий в Москве, Ташкенте, Софии, Катманду. Работы Григория Дервиза находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. С одной стороны удивительно, что такую несправедливость устранили не в столице, а в Липецке, в галерее Назарова. А с другой – наша земля художнику не чужая. Здесь, в Лебедяни, 31 января 1826 года родился один из крупнейших русских предпринимателей и меценатов, известный как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи, Действительный статский советник, миллионщик Павел Григорьевич фон Дервиз. В той же самой галерее совсем недавно проходила выставка первой жены Григория Георгиевича Ирины Лавровой. И вот теперь в её стенах сам Георгий Дервиз. «Творчество Григория Дервиза для меня – прежде всего он сам. Очень скромный, очень глубокий, со своей внутренней напряжённой жизнью, далеко не во всём совпадающей с тревожными стремительными ритмами сегодняшнего дня. Мир русской истории, русской интеллигенции начала ХХ века – не воспоминания, у Гриши их не могло быть, а зов крови, чувство своего рода… Зов природы – опять-таки не воспоминания о пребывании «на природе», а кровная связь с ней, со зверями, выращенными, выкормленными в зоопарке, спасёнными от браконьеров в лесу. Киплинговское «Мы с тобой одной крови, ты и я». Зов того удивительного круга интеллигенции, к которому и ему, и мне посчастливилось быть причастными по рождению, который был «наш» с самого раннего детства, а теперь ушёл куда-то «за край», но ощущается очень близко, влияет на нас, поддерживает, помогает, требует оставаться порядочными, верными тому, чему учили нас они, наши родители, учителя», – так писала о художнике и его пути доктор искусствоведения Мария Чегодаева. «Мне выпало жить в достаточно динамичное время, время великого общественного эксперимента и крутого социального перелома. Время жестокое и трагическое. Меня Большой террор коснулся, так сказать, косвенно, но этого было достаточно, чтобы я всё понял и знал, но опять-таки (парадокс!) свято верил в декларируемые идеалы справедливости. Это время меня сформировало как человека и художника. Но в неменьшей степени на этот процесс повлияло время жизни моих родителей, которые вложили в меня свои этические и эстетические нормы, продиктованные традициями их семей. Вот по­этому я и думаю, что главная наша роль – не «разрушать весь мир до основания», не гнаться за всеми соблазнами современной жизни, а связать наше искусство с культурой и искусством конца XIX века». Эти слова, сказанные художником, вполне могут считаться принципами Дервиза. – Некоторые работы, представленные в залах галереи, – рисунки карандашом, сделанные в походных условиях, в экспедиции, – рассказывает куратор выставок, искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева. – Этот человек с детства был необычайно пытлив, разносторонне одарён. Одновременно с художественной школой Григорий Дервиз посещал кружок юного натуралиста при Московском зоопарке, где изучал животных и ухаживал за ними. В период каникул он всегда уходил в экспедиции: геологические, археологические, антропологические, природоохранные. И, став взрослым, от этого не отказался. Он везде успевал, всем интересовался. При этом сам говорил, что, возможно, достиг бы в искусстве большего, если бы не уступал лыжню всем, кто его об этом просил. Но у него была своя дорога. – Для меня Григорий Дервиз – человек Возрождения, – считает искусствовед Андрей Рюрикович Ломоносов. – Когда смотришь на работы художника, понимаешь, что его профессиональная культура способна сплавить точное знание о мире и эстетические представления о красоте и гармонии. За его творческой индивидуальностью стоит такая богатая культурная традиция, такое внутреннее достоинство, которое исключает любое проявление нарочитости, чрезмерность. Здесь нет стремления продемонстрировать форму ради формы, нет эстетического шантажа, провокации, к чему так привыкла современная публика. А вот что есть в работах Григория Дервиза, что так впечатляет даже его коллег по художественному цеху – это нужно увидеть и пережить самому. До 24 сентября двери галереи Назарова открыты каждому гостю.

Оригинал статьи
http://www.lpgzt.ru/fotogal/1425/
Похожие статьи
Липецкая газета
И. Неверов: А может, зря Пушкин отдал мудрую реплику о ремесле, что становится подножием искусства, философствующему завистнику и убийце Сальери? Разве кто-нибудь из талантливых или даже ...

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!