Дервиз Григорий
Верность принципам
Август 2017
«Благословляю все, что было...»
Липецкая газета, Сентябрь 2017

И. Неверов

«Благословляю все, что было...»

Липецкая газета, Сентябрь 2017

И. Неверов

А может, зря Пушкин отдал мудрую реплику о ремесле, что становится подножием искусства, философствующему завистнику и убийце Сальери? Разве кто-нибудь из талантливых или даже гениальных творцов пренебрегал мастерством? Да у самого Александра Сергеевича отнюдь не все шедевры рождались легко и спонтанно, как он это описывал: «Минута — и стихи свободно потекут». Достаточно заглянуть в его рукописи с бесчисленными вычеркнутыми строфами, строчками, словами…

Только авторы претенциозной графоманщины или примитивной мазни с гордостью защищаются: «Я так вижу, я так чувствую». Это ведь всего-навсего фиговые листки, прикрывающие профессиональную беспомощность. Вот, например, Григорий Дервиз в них никогда не нуждался. Он не скрывает: его произведения стоят ему каждодневного напряжения, изматывающих усилий. Но иного не дано. Творец и мастер, ремесленник, в совершенстве владеющий ремеслом, неразделимы. В своем искусстве Дервиз умеет все. Он создатель великолепных монументальных композиций для концертных залов, бассейна в крупной московской детской больнице, крытого стадиона, нашего посольства в Непале. Причем художник ни разу не поддался соблазну повторить однажды удачно найденное. Поставлена новая задача — значит, решать ее надо с нуля. Поражает разнообразие техники, богатство материалов, что художник так изобретательно использовал: стекло, алюминий, кованая медь, мрамор, дерево, смальта. Материал вдохновлял и вдохновляет его не меньше, чем внешние впечатления, собственное душевное состояние или рационально сформулированная идея. Он страстно постигает тайны камня, металла, мазка, штриха. Дервиз интересный живописец, кровно породненный и с русской реалистической классикой, и с авангардом двадцатых-тридцатых годов минувшего века. Он виртуозный график. В экспедициях на Памир или Кунашир, в тот же Непал или в путешествиях по окрестностям Подмосковья его неизменные спутники — альбомы и цветные карандаши. А как выразительны линогравюры Дервиза — ученика легендарного Фаворского! В изображении сильных людей — допустим, охотника, заряжающего патроны, или повседневной жизни вулканологов, чьи котелки и кастрюли свалены прямо на землю, на пепловый поток, ощущаешь дух хемингуэевской прозы или книг нашего соотечественника Олега Куваева. Такие произведения, такие мотивы трудно совместить с утонченными, прелестными декоративными работами в сложнейшей технике горячей эмали. Дервиз, не боясь упреков в академизме, подробно вырисовывает травинки, лепестки цветов, морские раковины. Он как-то заметил, что ему по нраву писать «портреты деревьев». А здесь он выполнил «портреты растений», что у нас под ногами. Да так, что ими можно иллюстрировать ботанические атласы. Он смиренно склоняет голову перед совершенством божьего ли, природного ли творения, с которым художнику не стоит соперничать. Но Дервиз тут же позволяет себе и притягательные фантазии «на тему», преображение реальности. Вдруг возникает совсем не хрестоматийный, смелый и вольный образ тех же цветов или полета острохвостых ласточек. А вот крупный план листка со всеми прожилками, с узорами по краям. Он превращается в архетип, в монументальный прообраз всех листков на белом свете. Дервиз — аналитик. Но и лирик. Эмали с танцующими журавлями, чайками, ласточками изящны, лаконичны и поэтичны. И названия их звучат как японское хокку: «Серебряная луна в синей ночи…» Размышляя о пережитом, художник ни от чего не отрекается, неслучайно предварив записи эпиграфом из Блока: «Благословляю все, что было. Я лучшей доли не искал». Дервизовские триптихи, посвященные китобоям или среднеазиатским мастерам гончарного промысла, — не дежурная дань «производственной» тематике соцреализма. Эти персонажи близки ему, даром что в жилах художника течет кровь старинного аристократического рода. Он чувствует себя таким же мастеровым человеком, как они. В двух небольших помещениях Галереи Назарова представить весь диапазон творчества Дервиза, разумеется, немыслимо. Здесь, понятно, не выставишь фресок. До Липецка не добрались пока что и живописные работы Дервиза. Но графика и эмали в открывшейся экспозиции позволяют по достоинству оценить дарование одного из патриархов современного русского искусства.

Выставка «Верность принципам»

Ещё о выставке

Итоги Недели
11 снт 2017
Евгения Ионова: «Первая за 17 лет персональная выставка неординарного художника Григория Дервиза открылась в Липецке в галерее Назарова»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Итого недели. 10 сентября
По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Липецкая газета. 4 сентября
По выставке «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»
Липецкая газета. 7 августа
По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня

По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля

По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!