Октябрь 2015
Альбина Акритас: «В нас что-то есть, кроме «мозговых штучек»
Роман Хомутский
Липецкая газета
Статья о выставке

Альбина Георгиевна живёт в Москве, но с молодых лет связана дружбой с липецкими художниками. В нашем обзоре экспозиции на этот раз не будет никаких лирических отступлений – только монологи и диалоги участников событий.

Посвящение липецким друзьям

– Не помню, когда последний раз была настолько счастлива, – улыбается народный художник России Альбина Георгиевна Акритас. – Ваш город и его жители – родные для меня. Нет кого-то из усопших друзей и коллег, а мне чудится, будто они рядом. Виктора Семёновича Сорокина вспоминаю, словно только вчера с ним по Парижу прогуливались. Хочу посвятить эту скромную выставку своим липецким друзьям и счастливому времени, проведённому вместе с ними. Экспозиция хоть и небольшая, но работ здесь ровно столько, сколько нужно. В искусстве никогда ничего не решали размеры, они никогда не переходили в качество. А у меня так: каждая работа имеет историю в моём сердце.

– Альбина Георгиевна, вы делаете нашему городу такие прекрасные подарки, как эта выставка, уже не впервые. Пространство галереи отличает камерность, но полотна, которые вы привезли, напротив, – большие. Причём и по формату, и по содержанию. Не сказал бы, что картины производят впечатление лёгкости, ностальгии по лету… Мне увиденное навевает какое-то мифологическое настроение, если угодно: тут и там – мотивы Древней Греции, античности, что настраивает на размышления и вообще – на философский лад…

– Это не удивительно, ведь у меня греческие корни, – кивает Альбина Акритас. – Тут – одни из лучших моих произведений, а у меня их сотни. Я люблю античность – и авторов, и сюжеты, и аргонавтов, и «Одиссею», и «Илиаду». По душе мне и Испания с её национальными танцами. А однажды поступил заказ изобразить нечто китайское, а я написала Японию – там самураи и гейши. Франция и Жанна д’Арк – привлекательная для меня история. Все люди и традиции мира для меня – одно, и все интересны. У каждой нации – свои таланты, ритмы, мировоззрение, и мне это бесконечно любопытно.

– Выставку условно можно разделить на два сегмента: масштабные полотна в одном зале несколько оттеняются городскими пейзажами и портретами в другом. Бросается в глаза разнообразие техник, которые вы используете…

– Знаете, всё-таки чисто художественный аспект – на втором плане. Прежде всего хочется сделать изображение живым. Изначально живопись имела совершенно иное значение, нежели сейчас. Это было «живое писание», не просто – кисточкой по холсту. Иногда силы краски становится недостаточно, поэтому приходится искать вспомогательные выразительные средства. И ты клеишь какую-то бумагу, старые тряпки, небольшие предметы, красишь их – лишь бы достичь нужного эффекта. Но всё эти новшества – лишь инструменты, стоящие на службе у художника. Исходная же точка – эмоции. И то это не твои собственные чувства.

– Смысловой центр ваших полотен – неизменно человек. Ваши живопись и графика – в первую очередь антропоцентричны. И это во многом добавляет индивидуальности, немедленно выделяет вас среди других мастеров, предпочитающих, например, натуру или нефигуративное искусство. В одеянии, выражении лиц зрителю каждый раз приоткрывается своя особенная драматургическая линия.

– Все живые! Когда сажусь к холсту, я оказываюсь среди героев своих картин, примеряя на себя их судьбы. Вечером пишу, а с утра, возвращаясь в мастерскую, слышу из-за двери какой-то шум. Войду – на полу следы босых ног.

– Есть ощущение, что персонажи одушевлены не только для вас, но и для смотрящего – хотя бы в силу акцентированной «выпуклости», трёхмерности, особого объёма ваших картин.

– Дело в том, что о зрителе я всё-таки не думаю, я сама себя как бы приглашаю в эту вселенную и хочу наделить её качествами, характерными для вещественного мира. Причём такой эффект возникает помимо моего осмысления, интеллекта. Это появляется откуда-то из глубин интуиции, сверхсознания… В нас что-то есть, кроме «мозговых штучек»… Скажем, мы ощущаем красивую музыку самыми возвышенными фибрами. Мелодия нравится нам не потому, что её сочинил Моцарт, а из-за того, что мы «улетаем». Так же и живопись.

– В музыке определённое настроение достигается за счёт использования соответствующих гармонических ладов, а эмоциональный эффект усиливается, скажем, своевременной тональной модуляцией. То есть имеет место талантливый и точный расчёт. У вас же здесь – никакой математики, но притчевость.

– Правильно, это притчи, но рассказанные с помощью эмоций. Сколько между собой пререкались и дрались эти ахиллы и гекторы! Мой мозг отключается, когда я пишу, остаётся только живое чувство.

– Вы рассказываете историю. С другой стороны, она остаётся открытой для интерпретации. Например, триптих в вашем исполнении отнюдь не является замкнутой композицией. Фантазия расширяет перспективу, дорисовывая развитие и вправо, и влево. Притом каждый волен достроить линию повествование по-своему. Присуща ли такая вольность вашему творчеству?

– А кто его знает? Зрителю решать! Кто-то достроит, а кому-то достаточно покажется. У всех, как вы заметили, процесс взаимодействия с изображением происходит индивидуально. Я делаю только то, что я делаю. Вернее будет сказать, не «я делаю», а «мной делают». Как будто некий импульс поступает извне. Нет никакого времени, не существует и так называемого современного искусства. Есть только искусство хорошее и плохое. Ничто ни с чем не перекликается. Моё творчество перекликается только со мной и с Богом. А уж как именно перекликается – тут сплошные тайны. И никто из великих так и не сумел разгадать загадку. Пути Господни неисповедимы. Что будет, то и будет. Я верю в карму, предзнаменование. И мне нравится писать. Писать краской, писать словами. Очень много неудач. Особенно в живописи. Случается по нескольку дней биться над одним полотном, подходить с разных сторон – и всё равно безуспешно. Но не покидает упрямое ощущение: завтра получится. Это заставляет работать изо дня в день. .

Живое писание

Татьяна Ивановна НЕЧАЕВА, искусствовед,куратор выставки

-Действительно, название «Связь времён» отлично подходит для нашего вернисажа. Здесь – связь между прошлым и настоящим, и многое из этого связано с Липецком. Символично, что и первый сборник стихов Альбины Георгиевны вышел именно в Липецке. Его редактором был поэт Иван Завражин, ставивший лучшие стихи Акритас в один ряд с творениями выдающихся поэтов-женщин – Ахматовой и Цветаевой.

Кстати говоря, краска и слово – материи, тесно переплетающиеся и в экспозициях Альбины Георгиевны. Так, две из трёх предыдущих липецких выставок посвящались литературе. Если на дебютной экспозиции в Доме Мастера в 1994 году были представлены произведения разных лет, то уже в 1999 году главная тема – «Дуэль», к 200-летию со дня рождения Пушкина, любимого поэта Акритас. Спустя семь лет опять же в Доме Мастера доминировала Эллада.

Альбина Георгиевна – органичный и цельный человек. Её великий художественный дар находит своё выражение и в изобразительном искусстве, и в поэзии. Но это всё составляет единое целое – как отражение жизни. И здесь определение «живое писание» подходит как нельзя лучше – в стихах ли, в красках – не важно. Эмоция самой жизни – именно то, что стремится выразить в своём творчестве Альбина Акритас. Высокий штиль и бытовая речь в её поэзии, кусочки ткани и целлофана на её холстах – всё это частички «живого писания», где нет места искусственности и особенной рафинированности.

Визитная карточка

Альбина Георгиевна АКРИТАС – народный художник России (2004), действительный член Российской академии художеств (1997), член Президиума РАХ (1999), профессор, член Союза писателей России, действительный член Международной академии культуры и искусства, член Русско-Греческого творческого союза художников. Лауреат многочисленных премий, в том числе премии Правительства Москвы (2006), награждена серебряной медалью Российской академии художеств (1988), золотой медалью Российской академии художеств (1999), золотой медалью имени В.И. Сурикова Союза художников России (2014). Окончила живописный факультет в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде (1961). Её педагогами были известные художники – В.М. Орешников, А.А. Мыльников, Б.С. Угаров.

А.Г. Акритас – участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Её произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея современного искусства в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге, во многих музеях городов России и стран СНГ, приобретены галереями Эдмонда Розенфельда «Les Oreades» (Париж, Франция), Марии Шереметьевой (Бостон, США), Сэма Дэвидсона (Сиэтл, США), Отто Хайнца (Вена, Австрия), Його Риота (Киото, Япония), а также коллекционерами Англии, Германии, Греции и Южной Кореи.

Гениальный художник

Юрий Дмитриевич ГРИШКО, народный художник, скульптор

-Перед нами – выдающийся художник, гениальный! Пусть меня стреляют, я буду стоять на своём до конца. Альбина Георгиевна «раскрутила» свой талант сама, обогатив свою творческую палитру порой самыми неожиданными материалами. Она очень много видела, знает, объехала полмира. Весь её опыт преломляется в живописи. С какой невиданной красотой и поэтичностью Альбина Акритас воплощает свой дар в картины! Молиться хочется на такие холсты. На подобные выставки надо ходить через день, приводить детей, родственников, знакомых, пока есть ещё среди нас такие уникальные мастера. У них надо учиться, им надо поклоняться.

Посвящение Альбине АКРИТАС

Что нам туманный Альбион, что нам волшебный Альбинони?
Когда Альбина Акритас стоит пред нами на балконе.
Я серенаду ей пою, знакомы мы всего лет двести,
Но даже больше, чем невесте, ей нежность я свою дарю.

С волненьем отдадимся чувству, продлим любви счастливый миг, Любви друг к другу и искусству – вот так вот просто, напрямик. Ещё раз улыбнулось счастье тот трепет испытать былой, Когда талант был высшей властью, а дружба – честью и судьбой.

Александр ВАГНЕР, народный художник России, председатель липецкой организации Союза художников

Оригинал статьи
http://itogi.lpgzt.ru/aticle/50460.htm
Похожие статьи
Липецкая газета
И. Неверов: Экспозиция небольшая, вроде бы камерная, но она остается в памяти необычайно масштабной, у нее нет горизонта, нет границ. Художница ведет зрителя, как говорится, через ...
Про: Альбина Акритас

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

[email protected]

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!

2024 © Сделано Андреем Сергеевым с уважением для Галереи Назарова.