Сорочкин Александр
Живопись
Январь 2014
«Дар правды Александра Сорочкина»
Липецкая газета, Февраль 2014

Роман Хомутский

«Дар правды Александра Сорочкина»

Липецкая газета, Февраль 2014

Роман Хомутский

16 февраля заслуженный художник Российской Федерации Александр Сорочкин будет отмечать 75-летний юбилей. В честь этого события в Галерее Назарова открылась невероятная выставка с лучшими работами знаменитого мастера

Принимала гостей на юбилейной экспозиции супруга Александра Михайловича – сам он в силу продолжительной болезни не смог лично поприветствовать гостей. А их набралось ой как немало!

Выставки Сорочкина – яство для гурманов. К тому же его «персоналок» не случалось уже давным-давно. Поэтому повод прикоснуться к сдержанному и одновременно экстатически-эмоциональному искусству одного из лучших живописцев Липецка публика не упустила. Отличный подарок к круглой дате – и маститому художнику, и его многочисленным поклонникам.

На открытии было много слов – красивых, искренних, проникновенных. Под стать картинам. Мы умышленно не пытаемся передать атмосферу царившего действа. Не будем пересказывать биографию художника, не станем рассуждать о его творчестве. Вместо этого предоставим слово тем, кто знает Александра Михайловича Сорочкина, пожалуй, немного лучше остальных.

Про подсолнух у окна и кота на натюрморте

Ольга Фёдоровна СОРОЧКИНА, супруга художника

  • Я благодарна провидению за то, что тридцать три года назад оно свело нас вместе, и судьба моя с тех пор повернулась на сто восемьдесят градусов. Александр Михайлович – художник до мозга костей. Он всегда говорит: художник – не профессия, а образ жизни. И он живёт как художник. Да, это не обычные, серые будни. Да, это тяжёлая участь. Но, с другой стороны, участь почётная. Александр Михайлович обожает краски, холсты. Вспоминаю, как он ставил мольберт напротив нашего окна в спальном районе. Что я видела за окном: горы мусора, серый двор. А он поместил перед окном подсолнух и написал такой прекрасный натюрморт! Всё было там: и тени, и свет, и чарующий зимний пейзаж на фоне.

– Не делает ли художника такой своеобразный взгляд на действительность изгоем, чудаком для окружающих?

– Возможно. Но я с первого дня воспринимала мужа таким, какой он есть, никогда от него ничего не требовала. Более того – поощряла его выбор. Житейских, бытовых проблем он как-то особенно не касался, не вдавался в них. Он свободолюбивый человек, но при этом внимательный к близким. Александр Михайлович очень заботился о моей дочери, которая стала для него приёмной, дал ей хорошее образование.

– Как вы считаете, через колорит картин Сорочкина можно разглядеть время, в которое он творил?

– Самый активный период его творчества пришёлся на доперестроечную пору. Не могу сказать, что он был диссидентом или считал себя оным, но по мировоззренческой ориентации он попал всё-таки в струю «шестидесятников». Хотя живопись у него совершенно не такая, как у Сорокина, допустим. Не такая весёлая. В 70-80-е годы художников тоже душили худсоветы и идеология. Но, мне кажется, на картинах этот гнёт не отразился, несмотря на выбор определённых и не всегда ярких красок. Возможно, из-за того, что Александр Михайлович был тогда молод и здоров. С другой стороны, эмоция в его полотнах неизменно сильная и тревожная. Вероятно, это проявление потаённых черт его характера.

– Мнение коллег важно для Александра Михайловича?

– Он с огромным пиететом относился к друзьям-художникам, очень любил их – и они его. В нашем доме постоянно собирались огромные компании. К сожалению, большинство из тех, кто составлял круг общения Александра Михайловича в былые годы, уже ушли. Он говорит: художники – это сектанты; могу приехать в любой незнакомый город и немедленно найти себе родственную душу среди них. Тем не менее, сказать, что он находился под чьим-либо сильным влиянием, было бы несправедливо.

– Как вы считаете, увлечение и склонность к живописи – из детства?

– Думаю, да. Брат Александра Михайловича старше его на год, поступил в Елецкое художественное училище, муж пошёл по его стопам, отправившись учиться туда же буквально в четырнадцать лет. Потом – Мухинское училище. А вообще – вся его семья могла похвастать творческим дарованием, это у них в крови. Племянник Владимир – поэт, окончил литературный институт.

– Сорочкин – городской художник? Ведь на его полотнах много городского ландшафта.

– Сложно сказать. Он одинаково стремился и на пленэр, и на творческие дачи, охотно писал и дома. Мне кажется, его страсть – натюрморт.

– Одна из моих любимых работ – натюрморт с котом и альбомом Модильяни. Стоит ли за картиной какая-то особенная история?

– Помню, он скомпоновал этот натюрморт, одолжив книгу Модильяни у кого-то из знакомых художников. Модильяни, надо сказать, пользуется огромным почётом у супруга. Так что тут – своеобразный респект таланту прославленного мастера. Особый же шарм сюжета, по словам Александра Михайловича: есть и выпить, и закусить! Там и вино, и пиво, и раки, и рыба. А кот по имени Виктор Семёнович (догадайтесь, в чью честь) обожал садиться где-нибудь неподалёку, когда муж работал. Он запросто мог украдкой стащить что-нибудь из выстроенной композиции. И этот любопытный кот сам стал частью натюрморта, который Александр Михайлович написал буквально минут за сорок.

Высокий профессионал, философ, аналитик и эстет

Татьяна Ивановна НЕЧАЕВА, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, консультант Галереи Назарова

  • Вы согласны с тем, что наиболее активным в творческом плане периодом для Александра Михайловича были доперестроечные времена?

– Это никак не связано с существовавшим строем, – убеждена Татьяна Ивановна. – Сорочкин никогда не слыл угодником власти, как не был и диссидентом. Он всегда писал, как считал нужным. Для него было важно не что изображать, а как изображать: каким языком пользоваться, какую избрать форму. Форма, пластика, цвет – в них и есть содержание. Сорочкин владеет этими средствами в совершенстве. В его работах выражено представление о мире как об арене борьбы полярных начал. Чёткая пластическая формула фиксирует реальность картины в состоянии равновесия между противоположными силами. В этой точке равновесия удерживается гармония и порядок. Красота и драматизм в творчестве Сорочкина неразделимы.

– Драматизм Сорочкина заключается в крайней степени экспрессии.

– Верно. У Александра Михайловича эмоция сдержанная, очерченная определёнными рамками, интровертная, хорошо упакованная. Она – в напряжении форм. Иногда кажется, что это напряжение, энергетическое ядро едва сдерживается внутри картины, – но всё же сдерживается.

– С чем связан такой темперамент в живописи?

– Это характер человека, его психология, личные отношения с миром. В творчестве он – не последователь импрессионизма или экспрессионизма, обнажающих эмоции. Скорее, художник развивает линию Сезанна. По подходу к форме, по чёткости и сформулированности мысли, изобразительных решений уместно сравнение с Петровым-Водкиным, в отдельных работах, разумеется. Сорочкин всегда ответственно и строго относится к своему художественному высказыванию.

– А если сравнить, предположим, с «фантазийным» Евгением Павловичем Сальниковым? В чём-то их способ преломления действительности перекликается…

– Сальников транслирует посредством многих своих картин мечту о счастье, мечту о том мире, в каком ему хотелось бы жить. Сорочкин же рассказывает о своём мире, суровом, где есть боль, страдание и где есть красота. Это кардинально отличное отношение к реальности. Сорочкин отсекает всё лишнее, несущественное, случайное. Очищает форму до первоосновы, до архетипа и показывает сущность предмета. В меньшей степени такая тенденция проявляется в пейзаже, но и там всё подчинено целостности художественного образа. Ничего лишнего. Только выражение идеи через форму. Острые углы – о них можно ушибиться, лепестки подсолнуха – о них можно порезаться. Тревога и боль. Мир небезопасен.

– Не созвучен ли в этом Сорочкин с Шевченко? Ведь у последнего опасность сочится буквально из каждого мазка.

– Василий Иванович Шевченко передавал ощущение опасности деформацией, гипертрофированностью форм, форсированием цвета: жуткое зарево, ночь с щемящей душу луной… Трагичность в работах Шевченко идёт от намеренной уродливости форм, передающих нечто страшное – трагедию войны, возможность экологических катастроф или человеческое невежество. В своём методе Шевченко интуитивен и спонтанен, в то время как Сорочкин – высокий профессионал, философ, аналитик и эстет.

– В произведениях всех упомянутых нынче классиков липецкой живописной школы так или иначе встречается мотив Липецкой земли, города Липецка. Каждый видел наш край по-своему. Как его изображает Сорочкин?

– Время и Липецк запечатлены весьма узнаваемо, несмотря на строжайший отбор того, что попадает на полотно. Например, вид из окна мастерской на мост через Воронеж: столпотворение автомобилей, площадь, река. Или изысканная работа – «Петровский спуск». Есть изумительно красивая вещь – «Голубой завод». Очень урбанистическая, могучая картина, где отдалённый завод сопоставлен с массивными стволами деревьев… У Сорочкина образ Липецка был точным, характерным, концентрированным, если уж он брался его писать. Он будто предлагал взглянуть на наш город по-иному, свежо. И высший пилотаж – не через атрибуты эпохи – такие, как марки машин или вывески на магазинах, – а через ощущение, через ритм, через цвет, через настроение, через аромат времени. Александру Михайловичу это удавалось всегда.

– А вот если коснуться литературы, с чем можно сравнить творчество Сорочкина?

– Однозначно, с поэзией – благодаря отбору и организации формы, рифмам и ритмам линий и силуэтов.

– Один из моих любимых литераторов Чарльз Буковски всегда очень саркастически высказывался о большинстве поэтов: дескать, сплошь волоокая луна, мановения ветра, шорох листвы, а смысла никакого.

– Холсты Сорочкина отнюдь не изобилуют украшательствами, художник не даёт волю эмоциям и любованию собой. Живописец говорит по-мужски сдержанно, скупо, однако это не может скрыть драматичности его взаимоотношений с жизнью.

Особая ипостась

Александр Евгеньевич ВАГНЕР, народный художник РФ, председатель правления Липецкой организации Союза художников России - Я хоть и не искусствовед, но с удовольствием порассуждаю о творчестве своего товарища, – говорит Александр Евгеньевич. – Манере Сорочкина однозначно близки графическая точность, тонкость и изящество. Это его характер, эмоциональный фон, который выражался в определённых цветовых лейтмотивах. Помимо того в нём сидит железное, профессиональное ощущение целостности. Знаете, как для скульптуры присущи понятия массы и объёма, так и в его картинах мы наблюдаем композиционную целостность. Попробуйте представить себе холст Сорочкина без ритма, без силуэта – невозможно! Для него эти вещи – данность. Таким образом, подразумевая обозначенную сумму слагаемых, художник уже может варьировать их комбинации. Выражение, которое так любит Александр Михайлович, – «тебе бы вагоны красить» – явно не про него самого. Важна была любая чёрточка, любое пятнышко. Верно поставленная его кистью цветовая точка могла идеально закончить композицию.

– Скажите, как современник Сорочкина, вы исповедуете в творчестве схожие системы ценностей?

– В определённом смысле да. Ориентация на московскую школу, на столичный вкус, на лучших в нашем понимании художников обоюдна. Нас интересовали и интересуют абсолютно одни и те же фамилии: Александр Древин, Ирина Блюмель, Аделаида Пологова, Андрей Васнецов, Константин Панков, Пётр Осовский… Мы были мощно заряжены этим вкусовым арсеналом. Нет, мы ни в коем случае не старались быть похожими на них и сами похожи не были. Но, конечно, охотно пользовались багажом, накопленным той когортой мастеров.

– Вопрос к вам как к скульптору. Откуда в картинах Сорочкина такая чёткая геометрия, перекликающаяся во многом со скульп­турной традицией?

– Острый глаз, точная рука, выбор нужных средств. Можно прежде сделать подготовительный рисунок углём, а потом раскрасить. Альтернативный ход – с помощью одних лишь красок создавать и композицию, и фактуру, и объём. То есть художник видит цветом. Это особый дар. Например, Виктор Семёнович Сорокин – цветовик. И для Сорочкина цвет – главное. А посредством цвета уже ваяются формула, иероглиф, олицетворяющие предмет. Символ чего-то. Подобный подход далёк от натурализма, скорее тут мы имеем дело с попыткой воссоздать свой мир. Хороший живописец добивается того, что зритель подчиняется и верит. И в итоге – входит в этот мир.

– Александр Евгеньевич, вы человек авторитетный. И, надеюсь, молодёжь прислушается к вам. Чему бы вы посоветовали поучиться у Александра Михайловича начинающим свой путь в искусстве творцам?

– Если бы всё знать… Было бы проще: пришёл, да и научился бы сразу всему. Дело в том, что художник – особая ипостась. Это промысел Божий, данность. Трудно даже вообразить, откуда берётся истинный мастер, – не то что логически объяснить! Многие поступают в одно и то же училище, академию, но лишь единицы из них оказываются настоящими. Один – талантливый, а другой – обделён. Каждый впитывает соразмерную своему дарованию долю правды, которой он в состоянии воспользоваться, воспринять, применить в нужное русло. А есть и самоучки – самородки неимоверного дара! Почему я горжусь Сорочкиным и невероятно ценю его творчество – оно в высшей степени интеллектуально, лишено спонтанности, бесцеремонности. В работах неизменно просматривается цель, которую желает достичь автор, – и достигает! Очевидно, выделяются более удачные вещи среди всего наследия. Но нет ни одной пустой, проходной! Его автопортрет, натюрморт с чайником – серьёзные программные произведения, и только с ними двумя автор уже обеспечивает себе место среди живописной элиты. Жизнь – сложная штука. И своими работами Александр Михайлович Сорочкин выразил своё отношение к этой жизни. Жизни непростой, долгой – слава Богу, ему на днях исполняется семьдесят пять лет. С одной стороны, много, а во вселенском смысле – так мало. Одно знаю точно: Сорочкин пришёл и уйдёт из этого мира настоящим Художником. С большой буквы.

Выставка «Живопись»

Ещё о выставке

Липецкая газета
31 янв 2014
И. Неверов: «Зеркало в искусстве чаще всего что-нибудь символизирует»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Там, на моей родине (живопись)»
Липецкая газета. 24 октября
По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Итого недели. 10 сентября
По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Липецкая газета. 4 сентября
По выставке «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»
Липецкая газета. 7 августа

По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня

По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля

По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!