Январь 2014
Отражения без печали и пафоса
И. Неверов
Липецкая газета
Статья о выставке

Зеркало в искусстве чаще всего что-нибудь символизирует. Но для художника Александра Сорочкина интересно его прямое, несимволическое предназначение. Ему важно всмотреться в себя. Он хочет понять, как вписывается человек в окружающую реальность, как взаимодействует с миром вещей, стен, окон и заоконных пейзажей. Сорочкин пользуется любой возможностью для этого. У него есть не только автопортрет в зеркале, но даже автопортрет — отражение в до блеска начищенном чайнике.

В сущности, сложные отношения духа, души с материей, первозданной или рукотворной, — одна из сквозных тем живописца. Отношения эти напряженные, драматичные. Кажется, о каком драматизме речь, если перед нами всего-навсего натюрморт с килькой или раками, обычные граненые стаканы, железный поднос, пачка сигарет или окно с видом на мост и вереницу машин?.. А вот поди ж ты, фрагменты бесхитростной жизни на холсте обретают напряжение, передают тревожное состояние мастера.

Впрочем, у Сорочкина оно лишено печали и пафоса. Вы не найдете у него ничего похожего, допустим, на черное солнце в небе, как это придумал и написал один из его коллег. В картинах Сорочкина никаких легко читающихся, легко переводимых в слово намеков, подсказок. Ему в равной степени чужды и заигрывание с публикой (ну вы же понимаете, что я имел в виду), и надрыв. Он может быть многозначным, но не многозначительным.

Эта живопись очень мужская и мужественная, очень волевая, когда творец строго и решительно отбирает и преображает то, что оказалось в поле зрения, меняя структуры, ритмы, интонации внешнего мира. Скрытый драматизм у Сорочкина соединен с эпической свободой и силой. Его произведения дышат глубоко и вольно при всей их жесткости, остроте, даже колючести. А еще они перекликаются, аукаются с творческими традициями минувших лет и веков. Вот сплошь ломаные, а не мягкие, не округлые линии — так рисовали, например, складки одежды средневековые авторы. Вот рациональная геометрия Сезанна. Вот скупая эмоциональность «сурового стиля».

Пожалуй, Виктор Сорокин и Александр Сорочкин — два мастера, чье сходство исчерпывается схожестью фамилий, оказали самое большое влияние на липецких художников. Они сосуществуют в творческом поле не только региона, но и России как две суверенных и уважающих друг друга державы. Не случайно значительно более старший по возрасту Виктор Семенович всегда говорил о Сорочкине: этот среди нас номер один. И хотя заслуженный художник России Сорочкин много лет практически не выставляется, он остается учителем и камертоном для живописцев разных поколений.

Тем значительнее само по себе недавнее событие — первая за долгое время персональная выставка замечательного нашего земляка. Она открылась в преддверии юбилея Александра Михайловича в Галерее Назарова. В феврале Сорочкин отметит свое семидесятипятилетие. Но, по словам инициатора экспозиции арт-директора галереи Татьяны Нечаевой, показ полутора десятков его картин решено было начать заранее. Это как бы своеобразный пролог приближающегося события, особая дань любви к большому русскому живописцу.

Оригинал статьи
http://lg.lpgzt.ru/aticle/36518.htm
Похожие статьи
Липецкая газета
Роман Хомутский: 16 февраля заслуженный художник Российской Федерации Александр Сорочкин будет отмечать 75-летний юбилей. В честь этого события в Галерее Назарова открылась невероятная выставка с лучшими ...

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!