«Не ешьте торт в одиночку»
Липецкая газета, Ноябрь 2013

И. Неверов

«Не ешьте торт в одиночку»

Липецкая газета, Ноябрь 2013

И. Неверов

В день открытия «Галереи Назарова» кто-то шутливо подначил ее хозяина: «И стоило вам такие деньги тратить? Да вы бы на них лучше особнячок в Черногории прикупили. А галерея — это ж одни расходы, и только».

Шутливого тона Назаров не принял. Ответил всерьез: «В Черногорию уезжать не собираюсь. Хочу, чтобы мне в Липецке жить было интереснее».

Он лет десять коллекционирует живопись, дружит с художниками. У него, к примеру, собраны первоклассные работы известного ныне всей России Виктора Семеновича Сорокина. Казалось бы, любуйся своими сокровищами да радуйся, чего еще-то надо!

— А ему скучно есть торт в одиночку. Ему нравится делиться.

Это сказала мне искусствовед член-корреспондент Академии художеств РФ Татьяна Нечаева. Александр Назаров пригласил ее на должность арт-директора. Возможно, надежда на участие в проекте Татьяны Ивановны было для него дополнительным стимулом в создании галереи. «У деловых людей, — говорит он, — существует простое правило: есть человек — будет бизнес, нет человека — бизнеса не будет».

Нечаева наверняка тот человек, который ему нужен. Все при ней: эрудиция, вкус, колоссальный опыт галериста. Когда-то она открывала нам творчество того же Сорокина. Вместе с учеником Сорокина одаренным художником Виленом Дворянчиковым построила Дом Мастера. Здесь бывали, здесь демонстрировали свои работы живые классики. А потом Нечаева руководила крупным «Центром изобразительных искусств». И опять-таки ее стараниями он стал притягательным магнитом для ценителей живописи, графики, скульптуры.

И вот теперь «Галерея Назарова». Уже дебютная экспозиция в ее стенах оказалась событием: Лазарь Гадаев, впечатляющий сплав древних традиций и авангарда, высокая трагедия и эпическая мощь. Родственники скульптора согласились на демонстрацию его произведений у нас благодаря доверию к Нечаевой, ее авторитету.

Мы условились поговорить с Татьяной Ивановной не только о новой галерее. Мне давно любопытен неожиданный галерейный «бум» в Липецке. С чем он связан?

— С чем? С тем, что среди людей, научившихся зарабатывать приличные деньги, кто-то готов тратить заработанное не на вторую, третью или пятую иномарку, не на гастрономические радости и бриллианты, а на изменение культурного ландшафта, духовной атмосферы города, — считает Татьяна Нечаева. — Их единицы, но они есть. И это обнадеживает.

Если помнишь, первые частные галереи начали возникать еще в перестроечные годы. Одновременно с биржами. Но подобно биржам они как появились, так и исчезли. Тогда была иллюзия: арт-рынок способен приносить доход. Но не удавалось обеспечить хотя бы самоокупаемость галерей. Художников, в том числе талантливых, больше, чем поклонников, способных платить за картины.

Сегодня галереи открывают люди, которые смотрят на вещи трезво. А значит, на дивиденды не рассчитывают. Но они хотят заразить своим увлечением, своей любовью других. Вероятно, это тоже ростки социальной ответственности бизнеса, о которой теперь столько разговоров.

— После огромного «Центра изобразительных искусств» в этой галерее тебе не тесновато?

— Ничуть. В маленьком музее зритель вступает в особый, если угодно, интимный диалог с художником. В Третьяковке или Эрмитаже масштабы подавляют. На тебя обрушивается лавина впечатлений, и нет сил по-настоящему их пережить, осмыслить. Знатоки не зря приходят туда постоять у одного-двух любимых полотен, в крайнем случае побродить по залу любимого художника —Рембрандта, Репина, Врубеля. А экскурсанты, тем паче из провинции, пытаются сразу охватить все, в результате у них не остается ничего, кроме усталости. Не то в небольшой галерее. Здесь все подается, так сказать, крупным планом. Сосредоточься, всмотрись, подумай не спеша. Так воспитывается умение видеть не только глазами, а всем существом. И еще один плюс частных галерей: показать публике свои работы получают шанс, кроме мэтров, и молодые, еще неизвестные художники. А галерист, естественно, самореализуется, демонстрируя свои предпочтения, свой вкус, свой свободный выбор, объединяя вокруг галереи близких ему авторов.

— В Липецке сегодня около десятка частных художественных галерей. Чем ваше с Назаровым детище будет от них отличаться, какая у вас, выражаясь на молодежном сленге, «фишка»?

— Не знаю «фишка» это, не «фишка», но мы будем устраивать экспозиции настоящего, элитарного искусства. Пусть слово «элитарное» тебя не смущает. Речь не о какой-то дискриминации непосвященных. Вход открыт всем. Причем бесплатный. Иди и смотри. Но от зрителя потребуется усилие. Без этого не почувствовать, не постичь красоту, глубину, сложность и человечность созданного крупным самобытным художником. У нас в ближайших планах — выставка Сорокина из собрания Назарова. Кстати, в Липецке готовится региональная выставка с участием представителей двадцати девяти областей. И я по опыту знаю, что живописцы захотят посмотреть Сорокина, он им необходим как творческий камертон. Предполагаем показать работы Голицына, евангельский цикл Валентины Кузнецовой, новые произведения Альбины Акритас. Сейчас в изобразительном искусстве немало интересного. Но еще больше подделок. Они, ра­зумеется, доступнее, понятнее искусства подлинного. Псевдореализм, сладкий гламур, политические спекуляции. Но это коммерция, а не творчество. Визуальная попса. Она не обогащает дух, а мельчит его и обманывает. Вот ей мы и намерены противостоять.

— Ты заговорила о политических спекуляциях. Сейчас у всех на слуху концептуализм, акционизм, еще какие-то измы. Нарисовали на мосту половой орган или приколотили собственные гениталии к брусчатке на Красной площади — и это уже протестное творчество, и это уже художество. И «Пусси райт» — художество, и гигантская фотография, где тринадцать человек улеглись на снег, изобразив таким манером матерное слово из трех букв. Этот снимок я видел несколько лет назад на большой выставке в Москве. Там же экспонировались выпиленная из фанеры и грубо размалеванная фигура Христа — причем к его рукам были привязаны гантели, и сноп высохшей соломы, на который был надет треух, — это называлось «Портретом крестьянина», и еще много диковинного.

— Сейчас, такое впечатление, границы изобразительного искусства уничтожены. К нему приписывают все, что имеет отношение к визуальному восприятию. Хотя то, о чем ты говоришь, с эстетическим началом вообще не связано. Естественно, тут появляется неоглядный простор для самого разнузданного шарлатанства. И для глумления над вещами, идеями, образами, которые многим дороги, святы. Глум, тотальная ирония, приколы, не щадящие никого и ничего, — знак не самого благополучного времени. Часто, что бы там публике ни объясняли учеными словами, это не протест, не выстраданная позиция, а ставка на скандал без всякой внятной цели. Ну если не считать таковой «минуту славы», которую тебе обеспечат телерепортеры и Интернет. И которая действительно будет всего лишь минутой перед полным забвением. А искусство… Вот Виктор Семенович Сорокин говорил, что настоящему художнику необходимы талант от Бога, школа и любовь. Наверное, галерея — то место, где человеку делают прививку от пошлости, от погони за дешевой, пустой и недолгой популярностью. Где он получает урок, что подлинно, а что поддельно. У нас, работников музеев и галерей, есть эта миссия.

Ещё о выставке

Журнал «Петровский мост»
8 янв 2016
Татьяна Нечаева: «Время, вероятно, наиболее объективный судья творчества художников»
Липецкая газета
27 фев 2014
Софья Вобликова: «Не так давно, в ноябре прошлого года, в Липецке появилась еще одна художественная галерея»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Итого недели. 10 сентября
По выставке «Круговерть (живопись, художественное стекло)»
Липецкая газета. 4 сентября
По выставке «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»
Липецкая газета. 7 августа
По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня

По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля

По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!