В экспозиции представлены графика, акварель, но главное место отведено живописи. Обратившись к этому виду искусства в зрелые годы, М.М. Верхоланцев не ищет новых тем. Композиции своих гравюр, где сюжеты уже были разработаны в совершенстве, он переносит на крупномасштабные полотна, обнаруживая монументальность их пластического построения …
Галерея Назарова проводит выставку «Слово о богах и героях» художника Михаила Михайловича Верхоланцева – заслуженного художника России, действительного члена Российской академии художеств.
Михаил Верхоланцев – человек глубочайшей образованности и широты мышления, художник феноменального многостороннего дарования, охвативший и синтезировавший в своем творчестве различные пласты мировой культуры. Его авторский стиль прорастает из античного искусства, Ренессанса, маньеризма, символизма, сюрреализма и расцветает в уникальном формотворчестве и прихотливом рисунке – зримом выражении музыки. Верхоланцев существует в современном искусстве абсолютно независимо, вне каких бы то ни было тенденций.
Преданный профессионализму и ремеслу, Верхоланцев считает себя прежде всего рисовальщиком, не случайно ведущую роль в его творчестве играет торцовая и продольная гравюра на дереве, в которой он достигает непревзойденного мастерства. Многие годы работая с издательствами, он иллюстрирует «Двенадцать подвигов Геракла», трагедии Шекспира, «Крейцерову сонату» Льва Толстого, «Обыкновенную историю» Ивана Гончарова, повести и рассказы Андрея Платонова и многое другое. Он автор удивительных по экспрессии и силе воображения гравюр на темы из античной и библейской мифологии, миниатюрных экслибрисов, он выступает дизайнером авторской книги как произведения искусства.
В экспозиции представлены графика, акварель, но главное место отведено живописи. Обратившись к этому виду искусства в зрелые годы, М.М. Верхоланцев не ищет новых тем. Композиции своих гравюр, где сюжеты уже были разработаны в совершенстве, он переносит на крупномасштабные полотна, обнаруживая монументальность их пластического построения и внутреннего содержания.
Здесь прежде всего впечатляют эстетские воззрения автора: чувственная деформация форм, эротизм и грация гибких атлетических тел, изящество пейзажного декора, рафинированность рисующих линий. Художник отталкивается от традиций живописи Возрождения, предпочитая акрил, близкий по свойствам к темпере. Сохраняя плоскостность холста, как и листа в гравюре, он наносит цвет локальными пятнами, скульптурно моделируя светотенью фигуры и роскошные эллинистические драпировки.
Персонажи картин контрастно выделены на условном фоне, что повышает экспрессию и динамику композиций. Страстная борьба дихотомических пар – бога и человека, добра и зла, любви и ненависти, мужчины и женщины – основной лейтмотив произведений. Действующие лица переживают весь спектр чувств – ярость, страсть, томление души, нежность. Все на холсте объединено музыкальностью линий и пластикой форм.
Художник философски наблюдает борьбу героев, не принимая ничьей стороны, ведь следствия поступков, суд богов и капризы судьбы непредсказуемы. Мифологические сюжеты, по убеждению автора, содержат экзистенциальные вопросы о мире и человеке в его неизменном существе. В своем слове о богах и героях художник говорит: «Божественная природа человека обязывает любить всякого, независимо от того, зол он или добр, честен или полон лжи и коварства. Все эти положительные и отрицательные свойства содержатся в каждом из нас, в разных пропорциях. В душе каждого происходит незримая брань, борьба совести и различных соблазнов».
Татьяна Нечаева, искусствовед, член-корреспондент РАХ
Советский и российский художник-трансавангардист. Работает в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи, мастер современной ксилографии и искусства книги.