Сорочкин – талантливый рисовальщик. Крепкий точный рисунок лежит в основе всех его произведений. Конструкция, линии ясных силуэтов, ритмы работают столь же действенно, что и средства живописи. …
Галерея Назарова завершает юбилейный год Александра Михайловича Сорочкина (1939-2014) – монументалиста, живописца, графика, заслуженного художника России – выставкой его графических произведений. Эта грань творчества мастера менее известна зрителю, нежели живопись.
Сорочкин – талантливый рисовальщик. Крепкий точный рисунок лежит в основе всех его произведений. Конструкция, линии ясных силуэтов, ритмы работают столь же действенно, что и средства живописи. Истоки владения рисунком берут начало в Елецком художественном училище, в системе преподавания педагога Берты Геллеровой, чем Сорочкин дорожил и что никогда не забывал.
Собственно рисунок интересен ему и как вид искусства, и как способ изучения натуры. Его рука оставляет безукоризненно верные линии. По образному выражению Вилена Дворянчикова, он ведет их по бумаге, как алмазом по стеклу. Сорочкин свободен в рисунке и получает упоение от своих возможностей. Впечатляют наброски, выполненные одним непрерывным росчерком, зарисовки-виньетки, иногда продемонстрированные не без пижонской маэстрии. Самостоятельными достоинствами обладают подготовительные почеркушки, этюды, наброски,
Предпочитая цветной карандаш, Сорочкин работает в жанре пейзажа, натюрморта, интерьера, портрета. Обобщенные или тщательно проработанные, графические листы по значению равноценны картинам. Нередко удачный мотив повторяется в живописных полотнах, обретая новые интонации. В рисунках явственно прочитываются принципы его художественного видения и мышления – определенность формы, композиционная завершенность и содержательность. Сорочкин органично чувствует выразительные свойства и возможности линии, штриха – их легкости, интенсивности, толщины, направленности, их взаимодействия. Работы отличаются непогрешимостью вкуса и чувством меры. Художник знает, когда нужно остановиться, чтобы сохранить свежесть видения и впечатления.
Графика – яркая сторона сорочкинского дарования, давно и по достоинству ценимая близким кругом людей. Но его рисунки не выставлялись на крупных выставках. Изредка их можно было увидеть в контексте групповых и персональных экспозиций, где они привлекали особое внимание знатоков. Если рассматривать лишь эту сторону деятельности Сорочкина, то и тогда он предстает исключительным мастером, а его артистически исполненные работы на бумаге составляют полновесный пласт его творческого наследия.
В экспозицию вошли произведения Сорочкина из частных собраний А.В. Назарова, О.Ф. Сорочкиной, семьи Дворянчиковых.
Сорочкин – один из сложных, глубоких, интеллектуальных художников. Его картину пересказать невозможно: получится банальное перечисление запечатленных на холсте предметов. Содержание его работ значительнее изображенного мотива.