Для выставки в Липецке отобраны живописные и графические портреты И.В. Голицына, написанные и нарисованные с натуры, а также работы других жанров – пейзажи, портреты, натюрморты, передающие духовное и творческое пространство, объединявшее художников-супругов. …
Выставка была задумана в минувшем году, когда народному художнику России, действительному члену Российской академии художеств Иллариону Владимировичу Голицыну исполнилось бы 85 лет. К юбилею была приурочена выставка его графических произведений в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Экспозицию сопровождали рисунки и наброски, живо, точно, непосредственно запечатлевшие Иллариона Владимировича, выполненные его женой, соратницей, замечательной художницей Валентиной Куцевич. Для выставки в Липецке отобраны живописные и графические портреты И.В. Голицына, написанные и нарисованные с натуры, а также работы других жанров – пейзажи, портреты, натюрморты, передающие духовное и творческое пространство, объединявшее художников-супругов.
Если архитектуру называют застывшей музыкой, то живопись Валентины Куцевич опровергает это утверждение. Архитектура, так ею любимая, да и весь видимый мир – все, что его населяет и наполняет, на ее холстах живое. Передано не остановленное мгновение – длящееся время. Все движется, внутренне устремляется, вступая друг с другом в общение. Смещаются пространственные планы. Скульптурные изваяния, персонажи произведений, карнавальные маски, куклы одушевлены, индивидуализированы, эмоциональны – в картине им отведена равноправная с портретируемыми людьми роль. А другие предметы? Лилии кокетничают перед зеркалом; перчатки и зонты летают, словно птицы; венецианские кварталы снимаются с места и уплывают в открытое море; взмывает в небо подхваченная весенним ветерком натюрмортная постановка, в которой смешались и книги, и цветы, и настольная лампа, и бутылка с постным маслом.
Так понимать и ощущать мир может ребенок или человек, сохранивший детскую чистоту и доверчивость, или художник, для которого жизнь и творчество – единое целое. Органично, уверенно, цельно компонует работы мастер, убедительна реальность, сотворенная живописью. Живописью в самом непосредственном значении, которая музыкально, пластично и динамично развивается на поверхности холста. Неброская, она звучит непогрешимо чуть приглушенным бархатным голосом.
Доброта и мягкость присущи всему ее творчеству. Правда, к какой-то момент вы начинаете чувствовать, что где-то в глубине пульсирует нерв другого порядка, неуспокоенный и драматичный…