Сергей Толчеев – художник, чьи живописные работы нелегко интерпретировать. Много в них непереводимого на слова, необъяснимого прямолинейно. Есть тайна. Нельзя сказать, что в них первично, что чему подчинено – содержание форме или форма содержанию. Неразделимо, цельно. Все идет от глубинного переживания действительности и нередко …
«Не из обычных людей Тот, которого манит Дерево без цветов». Камидзима Оницура
Татьяна Нечаева:
Сергей Толчеев – художник, чьи живописные работы нелегко интерпретировать. Много в них непереводимого на слова, необъяснимого прямолинейно. Есть тайна. Нельзя сказать, что в них первично, что чему подчинено – содержание форме или форма содержанию. Неразделимо, цельно. Все идет от глубинного переживания действительности и нередко выражается опосредованно, отдаленно от истинного мотива.
Вот натюрморт: на подоконнике в консервной банке – столетник, за окном – брезжит свет. Банка покорёженная, листья столетника вывернутые, колючие, тускло-зеленые… Кто-то наспех воткнул росток в жестянку, может, временно, может, пожалев. Да так он, живучий, и остался. Но почему бередит душу, почему ощущается пустота, тишина, одиночество? Потому что скупо, сдержанно в цвете? Потому что формы изломаны? Вот все вместе и еще нечто.
Или: крупным планом грубо сколоченный стол, нагруженный тыквами. Над пустым полем вдали кружатся вороны. Это про изобилие земли, про тяжелый труд, про красоту плодов? Или про циклическую повторяемость – так было и будет. Или не будет? Осень. Чувства вызывает, волнует, но однозначного ответа нет.
Другая работа. Обрамленные сухими травинами, деревянные мостки, на них белая ваза, с отколотым краем. В вазе – облетевшие листья. Серое небо, темная вода.
От картины к картине Толчеев все лаконичней. Он отказывается от всего, без чего сохраняется смысл. Идет к концентрации образа: пространство большого холста занимает фрагмент дороги с полосками перехода. Темно-серое, белое. Все. Нет сюжета. Минимум изображения. Чем воздействует? Массой цвета, диагональю композиции? Многозначность символа. Называется «Переход».
Смысл глубже и шире обозначенного на холсте. Много простора, позволяющего до бесконечности раздвигать рамки картины и домысливать содержание. Похоже на японскую поэзию.
Сергей Толчеев:
«…Я заметил одну вещь: работа эта – твоя, но существует нечто настолько удивительное, что ты понимаешь: твое взаимодействие со всеми этими мотивами – есть взаимодействие с чем-то. Об этом ты даже не рискуешь думать, а только боковым зрением, боковыми чувствами ощущаешь, что оно есть и это не твоя фантазия. И это удивительное приходит в абсолютной простоте».
Сергей Толчеев – художник, чьи живописные работы нелегко интерпретировать. Много в них непереводимого на слова, необъяснимого прямолинейно.