Калмахелидзе – виртуозный мастер офорта, обладающий собственным пластическим языком. В творчестве художника звучат любовь к родине, гражданская убежденность, личностные переживания. …
Гиви Дмитриевич Калмахелидзе – график, живописец, народный художник России, почетный член российской академии художеств. Профессор, заведующий кафедрой «Дизайн» художественно-графического факультета Орловского государственного университета.
Калмахелидзе – виртуозный мастер офорта, обладающий собственным пластическим языком. В творчестве художника звучат любовь к родине, гражданская убежденность, личностные переживания. Его работам присущи уникальная образность, лаконизмом выражения глубоких тем. Гиперреальстическая скрупулезность изображения предмета в условной пространственной среде придает работам метафизические смыслы, временная конкретность обретает характер вневременного, вечного. Память о детстве, о годах Великой Отечественной войны, размышления о судьбе России, о человеке в современном мире находят неожиданные аспекты видения и формы воплощения.
Художник много экспериментирует в офорте, привнося свои приемы, использует все техники этого вида гравюры – травленый штрих, сухую иглу, акватинту, лавис и другие. Его листы отличаются разнообразием тонких фактурных и светотеневых разработок, эстетически впечатляющих и воздействующих эмоционально. Офорты Калмахелидзе многозначны, требуют неспешного вдумчивого восприятия.
… Художник должен быть в оппозиции – тогда, возможно, что-то удастся сделать, изменить. А конъюнктура есть всегда, она просто видоизменяется. В советское время, чтобы тебя опубликовали, издали, приняли на выставку, нужно было рисовать доярок, трактористов, рабочих. А сейчас – выставка православных художников – там сплошные ангелы летают. Я сам человек православный, но такого не понимаю. Конечно, сейчас можно рисовать Владимира Владимировича. Ну, так и раньше можно было и Хрущева писать, и Брежнева, и Сталина. А нарисуй того же Сталина в 90-е?!
Художнику нужно обязательно найти собственный язык, свою манеру. Об этом я говорю всем своим студентам. Нельзя всю жизнь смотреть глазами Левитана или Саврасова – так имя себе не сделаешь.
Помню, во время обсуждения одной из выставок молодых художников очень интересный талантливый советский живописец Евсей Евсеевич Моисеенко рассказал прекрасную притчу. Представьте: степь, занесенная снегом, буря. Идет большой крепкий человек, сопротивляясь ураганному ветру, а за ним пристроился еще один, поменьше. На него не дует, он вроде бы в тепле и безопасности. Зато его не видно. И представьте себе другую картину: тот самый, поменьше, уже один в той же самой заснеженной степи. Он мечется по бурану, стараясь удержаться, не упасть, не сбиться с пути… Зато он на виду. Это аллегория пути любой творческой личности. Сейчас я точно это понимаю.
Гиви Дмитриевич Калмахелидзе – график, живописец, народный художник России, почетный член российской академии художеств.