Ирина Затуловская – художник феноменальный. Многогранная одаренность, образованность, творческая пытливость – она училась, помимо полиграфического института, в мастерских и частных студиях художников, которые ей были интересны, пробовала себя в различных видах искусства, разнообразных техниках и материалах. Обрела собственный язык. …
Работая в направлениях ready-madе, arta povera, не чураясь концептуализма, она сохраняет верность пластическим искусствам, стремление к гармонии, чистоте живописи. Ее работы, вдохновленные и современными течениями, явлениями мировой художественной практики, и русской иконой, лубком, и творчеством авангардистов, наивных художников, рисунками детей и много чем еще, – самобытно, в нем не найти ни заимствований, ни стилизаций. Она узнается сразу. Чаще всего имя Затуловской ассоциируется с работами на ржавом кровельном железе, деревянных деталях старой мебели, бытовых предметов, бросовых кусках и обломках чего-то уже почти неузнаваемого и преобразованного несколькими точными касаниями кисти в глубокие, умные произведения, заставляющие думать, переживать, удивляться остроумию, соавторствовать. Художник предпочитает основу, уже содержащую в своей истории емкие смыслы и истории.
Галерея Назарова представляет Ирину Затуловскую в несколько ином амплуа – выставкой работ на бумаге. Это первая выставка, связанная с материалом, противоположным твердым основам. Бумага – мягка и уязвима, легко мнется, рвется, пачкается, просвечивается, выгорает, меняет цвет, в общем, более живая в своих преображениях. Бумага необычайно отзывчива к пишущему, рисующему материалу, держа его на поверхности или впитывая, провоцируя и рисунок, и написание текстов. Не случайно одними из первых творческих опытов Затуловской были рисованные книги – «Асина Азбука», каждой букве – по книжке. На счету художника на сегодняшний день десятки книг, нарисованных для собственных сочинений и стихов, оформление произведений русских классиков, издаваемых в России и за рубежом. Работы на бумаге отличаются кажущейся легкостью, простотой, лаконичностью, … будто бы необязательностью, как зарисовки мимолетностей. Но попытайтесь мысленно сдвинуть нарисованное – нет, оно занимает прочное, единственно возможное место для выражения идеи. И оборванный край листа неспроста, и фактура его, и толщина – все имеет значение в решении образа. Собственно изображение освобождено от всего несущественного, остается лишь то, что несет образное начало, концентрированно передающее суть. Из запечатленных обыкновенностей складывается картина жизни, как ее понимает художник, и вызывающая у зрителя ответные реакции.
Название выставки «Чёрный фон» – также значимая составляющая проекта, но пусть её каждый разгадывает по-своему.
Ирина Затуловская – художник феноменальный. Многогранная одаренность, образованность, творческая пытливость – она училась, помимо полиграфического института, в мастерских и частных студиях художников, которые ей были интересны, пробовала себя в различных видах искусства, разнообразных техниках и материалах. Обрела собственный язык.