Ксилография (слово греческого происхождения) – это гравюра на дереве, разновидность печатной графики. …
Процесс создания конечного произведения в гравюре – оттиска, эстампа – не прост и довольно долог. Сначала создается рисунок – эскиз задуманной композиции. Затем выбирается основа для создания печатной формы: в ксилографии это специально подготовленная деревянная доска. Доска грунтуется, рисунок переносится на нее с учетом того, что на отпечатке его композиция получится в зеркальном отражении. Следующий этап – сам процесс гравировки. В ксилографии каждая линия или пятно рисунка обрезаются специальными инструментами – ножами, резцами, штихелями – так, что изображение остается на выпуклых («высоких») участках вырезанного на печатной форме рельефа, а все ненужное оказывается ниже этого уровня. Такую гравюру относят к техникам высокой печати.
Наступает очередь самой печати. Валиком на поверхность доски накатывается краска. Затем на нее кладется лист бумаги. Оттиск может делаться вручную, притиранием бумаги к печатной форме, а может – при помощи ручного рычажного пресса или типографского электрического пресса-станка. В результате получается ксилографский оттиск – отпечаток краской на бумаге изображения, рельефно вырезанного на деревянной доске.
На протяжении веков, начиная с XV столетия, когда деревянная гравюра появилась в Европе, для нее использовали доски продольного распила. Линии на такой доске с каждой стороны обрезаются ножами, и эта разновидность гравюры называется продольной или обрезной. Дерево легко режется вдоль волокон, но изменение направления штриха на диагональное или поперечное создает для гравера определенные трудности, требует физических усилий и расчета. Для продольной гравюры используются породы деревьев с мягкой древесиной, например липа.
В 1780-х годах в ксилографии произошла революция: английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) изобрел способ гравирования по поперечному спилу дерева. Такая техника резьбы, встречающая гораздо меньшее сопротивление материала, способна передавать самые тонкие штрихи, создавать за счет различия их ширины и частоты нанесения различные оттенки переходов от черного к белому. Поэтому торцовая (она же поперченная) гравюра называется также тоновой. Для торцовой гравюры используются породы деревьев с очень твердой, плотной древесиной, идеален самшит. Дерево пилится кругляшами, сушится, разделывается на квадратики, которые затем склеивают вместе, создавая доску нужного размера, ее поверхность тщательно шлифуют. Режут такую гравюру штихелями – резцами особой формы, специально предназначенными для гравирования.
На рубеже XIX–ХХ вв. благодаря изобретению нового напольного покрытия, линолеума, родилась еще одна разновидность техники высокой печати – линогравюра, отпечаток краской на бумаге изображения, вырезанного на куске линолеума (линолеумной доске). Это – самый демократичный и простой в использовании материал, которым охотно пользуются художники: пластичный, легко подающийся резцу в любых направлениях, богатый возможностями выразительных живописных решений как в черно-белом варианте, так и при многодосочной цветной печати.
В ХХ веке появились также новые материалы, пригодные для высокой печати: пластик, оргстекло, пробковое покрытие и т.п. Чем привлекательна гравюра, что заставляет художника обращаться к сложной, многодельной технике, требующей, помимо умения рисовать, специальных ремесленных навыков, физических усилий и времени?
Безусловно, увлекателен сам процесс работы – диалог с материалом, возможность выявить и использовать его специфические возможности. Располагая всего двумя красками, черной и белой, художники по разному выстраивают драматургию их взаимодействия. Разнообразие фактур, возникающее из соотношений различных линий, точек и пятен, придает любой черно-белой гравюре свою особую «цветность».
Но главная особенность любой печатной техники состоит в том, что ее конечное произведение не уникально, оттисков можно напечатать много – создать тираж. Что касается ксилографии, то ее отличие от всех остальных видов гравюры заключается в идеальной совместимости печатной формы с типографским текстом. Высота (толщина) деревянной доски легко регулируется, и на протяжении веков у ксилографских досок ее делали стандартной – той же высоты, что и типографские литеры. Это позволяло верстать гравированные доски вместе с набранным текстом и значительно упрощало и удешевляло возможности иллюстрирования печатных изданий. Долгое время основной сферой применения гравюры на дереве была художественно оформленная, иллюстрированная книга и журнальная графика.
Двадцатый век был эпохой расцвета деревянной гравюры в России. Теория и практика выдающегося мастера ксилографии и педагога В.А. Фаворского (1886–1964), создавшего школу в отечественной гравюре, предопределили успехи российской книжной ксилографии, в 1960-е – начале 1980-х заслуженно получавшей призы и медали на международных выставках. До перестройки только в Москве в ксилографии работало более сорока художников.
Данная выставка – рассказ о жизни гравюры на дереве в постперестроечную эпоху.
Перемены конца 1980-х – начала 1990-х разрушили сложившуюся в советский период систему взаимосвязей художников и государственных издательств. Стремительное проникновение в страну компьютерных технологий отправило в небытие как прежние технологические процессы работы над книгой, так и некогда популярный станковый (т.е. самостоятельный, не имеющий прикладного назначения) эстамп. Выжить, занимаясь ксилографией, стало невозможно, и из нее ушли многие интересные мастера, исчезли также краснодеревщики, готовившие для художников торцовые доски. В настоящее время московская профессиональная гравюра на дереве продолжает жить благодаря небольшому кругу энтузиастов. Большинство художников, тяготеющих к искусству высокой печати, работает в линогравюре.
На выставке представлены произведения старейших мэтров отечественной гравюры – ксилографии Николая Ивановича Калиты (1926–2016) и линогравюры Анатолия Владимировича Бородина – как точка отсчета, задающая уровень для следующих за ними мастеров.
Прежде всего, это художники, активно работавшие уже в 1970 – 1980-х годах, признанные в наши дни авторитеты в области ксилографии. К классической линии принадлежит Юрий Иванович Космынин. Его станковые гравюры («Портрет поэта в дождь») впечатляют гражданским пафосом и монументальными размерами, идущими от традиций «сурового стиля» 1960-х. Космынин – блестящий мастер иллюстрации и художественного оформления книги. Одна из его последних доперестроечных работ, замечательная серия гравюр к поэме Низами «Семь красавиц» осталась неопубликованной. Разорившееся издательство вернуло их художнику прямо из типографии.
Михаил Михайлович Верхоланцев, пожалуй, одна из самых ярких и оригинальных фигур в современной отечественной гравюре. Виртуозный мастер, тонкий стилист и знаток истории гравюры, он провоцирует, дразнит зрителя как приверженностью к тоновой ксилографии, пережившей расцвет в середине – второй половине XIX века и отвергнутой искусством века ХХ-го, так и вызывающим маньеризмом (стиль, отличающийся вычурностью и изощренностью художественного языка и образов), чуждым традициям отечественного искусства. Несмотря на возраст, художник остается в прекрасной творческой форме, свидетельством чему такие масштабные произведения, как альбом «Добродетели и пороки» (2013) и гравюра «Просвещение» (2015).
В 1970–1980-е плодотворно работал как иллюстратор Сергей Михайлович Харламов, получивший в 1976 году первую премию на международном бьеннале книжной иллюстрации в Банска Быстрица (Чехословакия) за гравюры к произведениям Дж. Свифта. В последствии мастер перешел на линогравюру, обратился к темам русской истории и православным образам, которые заняли в его творчестве главное место.
Имя Владимира Васильевича Кортовича – художника, наделенного тонким поэтическим дарованием и блестящей техникой, включено в европейские справочные издания как одного из лучших мастеров европейского экслибриса (лат. ex libris – «из книг») – владельческого книжного знака. Более тридцати пяти лет Кортович преподавал ксилографию в Московском государственном университете печати им. И.Федорова (бывшем Полиграфическом институте). Благодаря его подвижничеству выросла плеяда талантливой молодежи, хорошо владеющей техниками высокой печати, и сейчас уже его сын, Андрей Кортович, обучает студентов премудростям гравюры на дереве.
Замечательный мастер станковой гравюры и педагог Владимир Петрович Косынкин, по его собственному выражению, «не гравер, а древорез», что отражает его приверженность продольной гравюре на дереве и некоторую обособленность от сообщества ксилографов. Косынкин – один из немногих, кто работает в технике цветной многодосочной печати. Специально для выставки, чтобы наглядно показать, как делается цветная гравюра, он исполнил раскладку по доскам одного из своих произведений («Поклонение пастухов»).
Из мастеров среднего поколения яркой самобытностью дарования выделяется работающий в разных видах и жанрах деревянной гравюры Михаил Юрьевич Коновалов, глава объединения «Московский эстамп» Московского союза художников.
В наши дни деревянная гравюра полнокровно живет в виде экслибриса. Он остается для ксилографов одной из немногих счастливых возможностей заниматься любимым ремеслом и быть востребованными – вот почему в экспозиции книжный знак представлен столь многочисленно и разнообразно. Книжная графика, к сожалению, в значительной мере утратила прежние позиции в искусстве: мало кто из современных издателей предпочтет изысканную черно-белую иллюстрацию яркой разноцветной картинке. Выпускники Университета печати создают в качестве дипломных проектов замечательно оформленные книги («Селестина» Ф.де Рохаса Анны Лобановой, «Голубая глубина» А.П.Платонова Ирины Зубик), однако их тиражи ограничиваются десятком экземпляров для родных и знакомых. В этом отношении повезло молодому граверу Григорию Бабичу, нашедшему «своего» издателя. Сейчас Бабич – уже сложившийся мастер со своим индивидуальным почерком, заслуженно уважаемый собратьями по цеху.
Работы мастеров московской школы ксилографии пользуются признанием и спросом за рубежом, но с трудом находят заинтересованное внимание у себя на родине. А ведь от этого зависит, как сложится дальнейшая судьба талантливых молодых художников, будут ли сохранены и продолжены славные традиции отечественной деревянной гравюры.
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964). График, сценограф, живописец-монументалист; педагог и теоретик искусства; непревзойденный мастер русской гравюры и искусства книги. Профессор и ректор (1923-1926) легендарного ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Играл выдающуюся роль в развитии отечественного искусства ХХ столетия. С середины 1930-х до середины 1950-х обвинялся в формализме (был объявлен «главой формализма в графике») Действительный член Академии художеств СССР (1962); Лауреат Ленинской премии (1962); Народный художник СССР (1963).