Один из самых известных липецких предпринимателей, как сейчас принято позиционировать – с активной жизненной позицией, и благотворитель на страницах «Итогов недели» говорит о своих интересах, приоритетах, планах и любви…
Когда готовила материал об Александре Назарове, думала назвать его «Человек, которому интересно многое. Человек, который интересен многим». А что? Это точное определение. Если поинтересоваться у различных справочных источников, в первую очередь электронных, кто такой Александр Назаров, складывается следующая картина: Александр Васильевич Назаров, предприниматель, меценат, член регионального отделения «Ассоциации искусствоведов», Липецкого областного краеведческого общества, «Опоры России», собиратель произведений изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Будучи членом городской Общественной палаты, работал в Координационном совете по стратегическому планированию города Липецка. За заслуги в развитии гражданского общества, за социально важную деятельность на благо жителей областного центра награждён высшей наградой Общественной палаты города Липецка – Почётным знаком «Общественное признание», победитель областного конкурса «Лучший предприниматель года-2000», один из учредителей Фонда народного художника России Виктора Сорокина.
А ещё вместе с Назаровым в Липецке заслуженный работник культуры РФ Кристалина Иващенко проводит межрегиональный этнографический фестиваль «Рождественские встречи» (в январе состоится юбилейный – десятый). Александр Васильевич финансировал запись дисков липецкого фольклора и выпуск книг нескольких липецких авторов.
Думается, довольно. Это не полный «послужной» список Назарова. Но и его достаточно, чтобы понять – личность он незаурядная и, что очень жаль, не совсем характерная для нынешнего времени и провинциального пространства. Хотя, правильнее сказать, редкая. Поэтому каждая встреча с ним – будь то в стенах его галереи, или на концерте, или просто на улицах города – повод поговорить, порассуждать и иногда поспорить. И всегда – порадоваться возможности общения.
А название интервью поменялось само собой: слова, сказанные Александром Назаровым, характеризуют его лучше, чем моё вербальное представление о нём.
– И всё-таки начну разговор даже не с вопроса, а с утверждения: вам интересно многое…
– Да, мне многое интересно. Есть жизнь, и она проживается разными циклами. На каждом этапе возникают свои интересы. Детство моё было наполнено спортом, и футболом в первую очередь. В юности больше всего занимала учёба в институте. Потом наступило время первоначального накопления капитала, я занялся бизнесом – и это было интересно по-своему. А где-то к тридцати пяти годам стал задаваться вопросами, скажем так, вечными. Я себя полностью осознаю липчанином, жителем города, носителем городской культуры. А есть ли она, городская культура? Что из себя представляет? Кто её подпитывает, наполняет, формирует?
Оказалось, что в Липецке в то время была достаточно плотная живописная среда художников и скульпторов. Не отставали от них и музыканты с литераторами. Мне захотелось стать частью этого пространства, помогать по мере сил.
Одиннадцать лет назад я открыл для себя мир русского фольклора. Как это ни удивительно прозвучит, но с липецкой песенной традицией я познакомился в Воронеже, а потом выяснилось, что с носителем этой традиции – руководителем фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристалиной Иващенко – мы живём по соседству. Наше знакомство переросло в дружбу и сотрудничество – мы организовали фестиваль «Рождественские встречи».
Я так устроен: если меня что-то интересует, мне необходимо поделиться с другими. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «неразделённая радость – не радость». Мне это очень близко.
– А когда появилось желание «окультуривать» то самое городское пространство, в некотором смысле, даже формировать культурную среду?
– Было время, когда я с головой погрузился в общественную работу, входил в различные советы и палаты, занимающиеся развитием городской инфраструктуры. Сейчас уже немного меняю приоритеты. Понимаю, что сам могу сделать больше. А в диспутах только время трачу. Лучше пять дел, чем пятьдесят слов.
К осознанию того, что могу воздействовать на культурную среду города, пришёл лет пятнадцать-семнадцать назад. Тогда, в начале двухтысячных меня увлекла современная живопись. И первый в Липецке центр современного искусства мы создали вместе с художником Юрием Татьяниным и коллекционером Юрием Сидоровым. Выставлялись там как липецкие художники, так и московские, и из других регионов. Этот проект просуществовал около четырёх лет. И завершился не потому, что себя изжил – так сложились обстоятельства.
Несколько лет я сотрудничал с Домом Мастера, когда его возглавляла Татьяна Нечаева, с другими выставочными площадками, и в нашем городе, и в Ельце, и в Воронеже. В 2013 году создал «Галерею Назарова», за это время мы показали липчанам более пятидесяти выставок.
Мне очень нравятся слова Виктора Семёновича Сорокина: «Современное искусство выражает больше, чем изображает». Конечно, не всё, что сегодня предлагают художники, является искусством. Но мы в галерее знакомим людей с произведениями выдающихся, талантливых живописцев и скульпторов нашего времени. Мне хочется, чтобы моя деятельность сподвигала людей к развитию, чтобы человек задавал себе вопросы, чтобы публика имела возможность наслаждаться работами лучших представителей искусства.
Галерея заняла свою нишу в культурной среде Липецка. Все наши выставки, реализованные совместно с искусствоведом Татьяной Ивановной Нечаевой, были разными, но ни за одну нам не стыдно. Чередуя экспозиции привозных и липецких художников, мы доказываем, что наша – липецкая – школа ничем не уступает столичной, что лучшие наши живописцы и скульпторы работают на очень высоком уровне.
– Если вы полагаете, что культура – это то, без чего городу нельзя, то кто должен создавать тренды, задавать тон? Вот на здоровый образ жизни уже «спрос» есть – первые лица города и области постарались.
– У меня и по этому поводу есть предложение: проводить марафон не только в Липецке, но и по области и назвать его «Липецкий чернозём». Можно выбрать дороги, например, по-над берегом Дона, с забегом в исторические места, малые города и деревни. Так мы сможем показать все достопримечательности нашего края, а марафонцы впоследствии пополнят ряды туристов.
Городская культура – она синтетическая. Это и театры, и стадионы, и выставочные залы, и парки, и концертные площадки, и социальные объекты, и библиотеки, и бани… И всему нужно уделять внимание. Всё нужно развивать.
А кто должен создавать тренды… К формулировке «частно-государственное партнёрство» мы уже привыкли. Сейчас чаще обращаются к «общественно-государственному партнёрству». Государство, обладая большими средствами, не всегда знает, куда их вложить. А общественные организации, наоборот, понимают, на что потратить деньги, которых у них нет. Поэтому нужен диалог.
А опираться следует, на мой взгляд, на людей, являющихся пассионариями в культуре, которым доверяешь, которые являются истинными лидерами в своём направлении. У нас это Кристалина Иващенко – в фольклоре, Игорь Цилин – в хоровом искусстве, Игорь Верещагин – в джазе, Елена Тимофеева – в балете, Татьяна Нечаева и Андрей Ломоносов – в искусствоведении, Александр Клоков – в краеведении… Этот список имён можно продолжать. Но имена именами, а государство тоже не должно отставать – нужно поддерживать местное искусство. А что в Липецке? Городской дом культуры – на Тракторном, Дом музыки – на Новолипецке. Удалённость культурных точек областной столицы от зрителя – абсурд. А ведь в центре города есть замечательное историческое здание, в котором сейчас располагается ЗАГС. На мой взгляд, оно больше подходит для учреждения культуры и может стать мультикультурной площадкой. Да и центральная часть нашего города требует изменений, наполнения новыми смыслами.
– Создали вы локальный оазис – картинную галерею. Следом взялись уже за более массовую площадку – бульвар имени Сорокина, помогли в благоустройстве и установили памятник Виктору Семёновичу. То есть сфера ваших интересов и здесь расширяется?
– Почему появилась галерея? В какой-то момент лично мне стало не хватать выставок определённого направления. Поэтому я и сделал выставочное пространство, необходимое мне самому, чтобы иметь возможность видеть то, за чем обычно ездил в Москву. То есть я приблизил искусство к себе. А затем уже сделал его ближе к остальным людям.
Я люблю читать книги с карандашиком, подчёркивать нужные места, задавать вопросы, оставлять заметки. В библиотечной книге сделать этого нельзя, а в своей собственной – пожалуйста. Так и с галереей. Я считаю, что на одну и ту же выставку нужно приходить несколько раз, подмечать нюансы, расставлять акценты – тогда сложится правильное представление и об экспозиции, и о художнике. Мы же любимым признаёмся в любви не раз в жизни, а стараемся делать это по возможности чаще.
О памятнике Виктору Семёновичу я тоже думал многие годы. В 2013 году пространство от Дома Мастера до епархии получило название Бульвар Сорокина. Спустя некоторое время бизнес-сообщество решило здесь же сделать свою Аллею. Несмотря на то, что сам из предпринимателей, я выступил категорически против. А бульвар имени великого русского живописца нужно не просто оставить в покое, но и привести в порядок. Этим летом всё было сделано.
Логично начало бульвара обозначить памятником Виктору Семёновичу. Фигура Мастера была отлита скульптором Александром Вагнером в 1997 году и показана на восьмидесятипятилетие живописца. Но установить скульптуру получилось лишь двадцать два года спустя.
Лично с Виктором Семёновичем я был знаком мало, но с его творчеством дружить не перестаю до сих пор. У меня серьёзная коллекция картин Сорокина, и она постоянно пополняется. Поэтому кому, как не мне, было взяться за памятник.
Я как-то попросил своих друзей назвать липчанина второй половины двадцатого века, который по масштабам своего творчества выходит если не на мировой уровень, то хотя бы на всероссийский. Для меня это однозначно Виктор Семёнович Сорокин…
– Анатолий Дмитриевич Безденежный – тенор, признанный во всей России… Мне кажется правильным поставить их в один ряд…
– Конечно. Третье имя, по-моему, споров не вызывает – Юрий Дмитриевич Гришко. А дальше… С теми, кто жил и творил в конце девятнадцатого – в начале двадцатого веков, проще – там достаточно громких имён. А вот с нашими современниками сложнее. Поэтому увековечить имя Сорокина мне показалось правильным и важным делом. Городу категорически не хватает красивых, несущих культурные смыслы скульптурных композиций. Да и горожане сразу облюбовали новое пространство, особенно бульвар глянулся молодёжи, родителям с маленькими детьми, туристам. Конечно, бульвар ещё далеко не совершенен, здесь многое предстоит переделывать и создавать заново. Но уже сейчас отсюда открывается прекрасный вид на новолипецкую часть города, на реку Воронеж, памятник Александра Вагнера «Медные трубы».
Сейчас мы с Татьяной Ивановной Нечаевой инициировали ещё одно значимое дело. Мы хотим присвоить Липецкому областному художественному музею имя Юрия Дмитриевича Гришко, выдающегося скульптора, народного художника России, академика Российской академии художеств. Эту инициативу поддерживают все региональные творческие союзы художников, архитекторов, дизайнеров, Российская академия художеств и Союз художников России. Мы будет выходить с соответствующим предложением в Липецкий областной Совет депутатов. Надеемся на поддержку и понимание. И Сорокин, и Гришко покинули этот мир, прожив более восьмидесяти лет. На мой взгляд, люди живут долго, если находятся в гармонии с собой. Если внутри нет мира, а есть желание завоевать признание, состояние, что угодно – жить долго и счастливо не получится. И об этом нужно напоминать людям. В том числе таким образом. И Виктор Семёнович, и Юрий Дмитриевич работали до последних дней. Они очень много сделали для нас, для нашей большой и малой родины.
– Конечно, в материал вы погружаетесь целиком и полностью. А кем же Саша Назаров мечтал стать в детстве?
– Детство моё было весёлое. До второго класса мы жили в бараке с одним коридором на восемнадцать семей. В двенадцатиметровой комнате – я, папа, мама, брат, бабушка (у неё не было ноги) и мамина сестра. Кем я хотел быть – не помню. В школе нам историю преподавала замечательная учительница, она влюбила меня в свой предмет, поэтому я поступил на истфак.
– И какие же исторические события послужили причиной вашего ухода в бизнес?
– Предпринимательством я занялся в 1993 году, ещё студентом. Всё очень просто: до вуза окончил профессиональное училище и год отработал на НЛМК оператором-вальцовщиком, два года служил армии и поступил сначала на рабфак, а потом на исторический факультет ЛГПИ. Так что в студенты я пошёл уже взрослым человеком. А тут грянули гайдаровские реформы: если в начале учёбы на стипендию в пятьдесят рублей можно было месяц жить и даже угощать девушек мороженым, то после дефолта на эти деньги мы могли позволить себе лишь раз пообедать в институтской столовой. У родителей просить помощи было стыдно. Так что жизнь поставила меня в безвыходное положение – пришлось идти в бизнес.
На третьем курсе у меня появилась семья, мне нужно было взять на себя ответственность за её благополучие. Так что в бизнесе я более двадцати пяти лет. И пока мне это не надоело.
– Наверное, каждый мужчина понимает свою ответственность перед семьёй, но не каждый способен стать бизнесменом. Здесь главный стимул – заработать, накопить?
– Нет. У Василия Розанова я прочитал такую мысль, что строители великолепного собора Санта-Мария-дель-Фьоре понимали, что никогда не перестанут трудиться, как и их дети и внуки. Здесь важен момент не заработка, а трудовой деятельности как таковой.
Мой отец работал оператором-вальцовщиком на комбинате в три смены. За всю свою жизнь он ни разу не опоздал, не прогулял. Мама трудилась на двух работах. Я даже представить себе не могу, как это можно не работать. А зарабатывание денег – это тот же процесс: рыба же плавает, вот предприниматель и зарабатывает. Предпринимателями могут стать не более пяти процентов людей на земле, в поэзии разбираются и того меньше. Так что каждому – своё.
Предприниматель – это всё-таки созидатель. Бизнес – это о том, как что-то сделать. Конечно, можно оступиться, прогореть, но надо подниматься заново, возможно, менять направление. Главное – развиваться.
– Но в нашем обществе всё равно отношение к предпринимателям сложное…
– Это потому, что общество у нас в большинстве своём мыслит по-советски. Почему-то… У меня есть мечта, чтобы остановки «Санаторий «Восход», «Улица Пролетарская» и «Улица Ленина» переименовать в «Верхний парк», «Краеведческий музей» и «Художественный музей». Эта инициатива даже не у всех моих друзей находит поддержку.
А отношение к предпринимателям у нас разное. Большинство не привыкло брать на себя ответственность. Когда слышу определённые пожелания в адрес нашего брата, хочется сказать: пойди – и сделай, займись бизнесом, попробуй организовать своё дело! Ведь критиковать всегда легче, чем делать. На руку таким критиканам и несовершенство нашего отечественного законодательства.
Но у нас до сих пор не сформирована и предпринимательская культура. Да и подавляющее большинство молодых людей предпочитает работать в крупных госкомпаниях с полным соцпакетом.
– От отсутствия предпринимательской культуры к наличию традиционной. Вы взялись поддерживать носителей корневой традиции для чего? Помню, что вам это стало интересно. И всё же…
– Я всегда считал себя русским, но по-настоящему осознал это, познакомившись с традиционной русской культурой. К сожалению, в Липецке её мало популяризируют. И одно из моих предназначений – сохранять и развивать русскую песенную традицию. Мне очень хочется, чтобы к людям возвращалась генетическая память.
Я занимаюсь тем, что люблю. Когда я бываю на службе в храме, мне не всё понятно, но я знаю, что когда-то в церкви молились Богу мои предки и через молитву я чувствую связь со своим родом. Так и песня русская – она та же молитва, связующая поколения людей, только не церковная, а своими словами сказанная, народом сложенная.
Каждый этап моей жизни – это вызов самому себе. И этим вызовам я иду навстречу.
– Спасибо, Александр Васильевич, за разговор. Будет интересно посмотреть на ваш следующий этап, следующие увлечения. Они точно станут поводом для новых встреч с вами.