Почему так щемит душу, когда видишь на холсте, казалось бы, обыденную картину: мрачноватые городские дворы в рабочих кварталах, гаражные кооперативы, простенький чайник на старой плитке или куст столетника в невзрачном горшочке на окне?
Этот вопрос задаёшь себе, любуясь работами известного художника Владимира Дайбова. Простые и лаконичные, они навевают собственные воспоминания и заставляют задуматься об уходящем времени. Этим и цепляют зрителя.
Выставка заслуженного художника России открылась в Липецке в минувшую пятницу в «Галерее Назарова». На вернисаже журналисты пообщались с Владимиром Дайбовым, который, как оказалось, живёт и работает в Курске и Москве. В наш город он приехал по приглашению мецената Александра Назарова и искусствоведа Татьяны Нечаевой.
Остался в душе пацаном
Ценителей художественного творчества работы Владимира Дайбова тронули тем, как тонко и умело он передаёт свои жизненные наблюдения и впечатления на больших полотнах. Художник рассказал, как складывается его творческий процесс.
— Сначала рождается образ, к нему я подключаю фактурное решение, сочетая графику с цветовым минимализмом и придавая тональность. Мои любимые цвета — чёрный и белый. Но я не зацикливаюсь на одном стиле и направлении. Идею одеваю в ту форму, которая ей больше подходит — экспрессионизма, минимализма, кубизма и другие, — рассказывает автор.
Владимир Александрович пояснил, что образы рождаются в душе самыми разными способами: выхватываются боковым зрением, приходят через литературу или общение с людьми. Но самое главное для него — это путешествие в детство, в своё подсознание.
— Когда смотришь на мир глазами ребёнка, понимаешь, что он достаточно ясен. И удивляешься, а почему взрослые такие сложные, если всё вокруг понятное? Ты просыпаешься каждое утро, видишь розовое небо, прозрачную воду — это же всё такое знакомое. Но по мере взросления у человека как бы появляются шоры на глазах. Этому способствуют учёба, жизненные переживания. Всё это нужный опыт, но для меня важно уметь отбросить его и взглянуть на мир глазами пацана, каким я был всегда. Детские переживания остались со мной в душе, и я их отражаю в своих работах, — поясняет Владимир Александрович.
Дайбов говорит, что художественное творчество — это его путь, в него он полностью поглощён и жизни без живописи не представляет. В картинах автор выражает и прошлое, и настоящее, и мысли о будущем. Если Богом дан такой дар, отказываться от него нельзя, уверен мастер. Бывают периоды пессимизма, отсутствия настроения и тяги к работе. Тогда приходится делать передышку. Но появляется волнение — а вдруг исчерпал себя как художник?
— Потом цепляет какая-нибудь мелочь, заходишь в мастерскую, и на тебя обрушивается эта творческая волна. Тогда хватаешь краски и уходишь с головой в работу. Бывает, что картина создаётся за пару часов, а бывает, пишешь, откладываешь, бросаешь, возвращаешься к ней, пусть даже через год, или вообще избавляешься от начатого эскиза, — делится мастер.
О чём думает путник?
На больших холстах, представленных в галерее, минимум предметов. В городских пейзажах можно увидеть знакомые локации: дороги, заборы, дома, фигурку человека или опустевший морской пляж. Но изобразительный лаконизм складывается в достаточно выразительный образ. Мотивы, отражённые в творчестве Дайбова, необязательно вызовут приятные воспоминания. Вполне возможно, они, наоборот, заденут болезненные струны души, напомнят о моментах собственного одиночества. Но определённо равнодушными не оставят!
Картина «Безмолвие» — как лейтмотив экспозиции. Перед глазами зрителя открывается снежное поле, которое разделяет тропинка, проложенная одиноким путником. О чём он думает, шагая в неизвестную даль? Почему так трогает его одиночество? Над этим можно долго размышлять, застыв перед изображением.
Или такой знакомый двор, где едва угадывается фигурка женщины, которая развешивает колышущееся на ветру бельё. В подсознании тут же всплывает знакомый образ из раннего детства. А вот работа «Начало ноября». Её герой — в медицинской маске, ставшей непременным атрибутом пандемии. Но этот городской пейзаж с идущим поздней осенью вдоль забора человеком всё так же остаётся вне времени.
Можно уверенно сказать, что работы Владимира Дайбова отражают внутреннее состояние человека — одиночество, созерцательность, сосредоточенность. И даже если на картине не видно людей, задумчивое присутствие героя всё равно чувствуется. Быть может, им становится сам зритель.
Познакомиться с творчеством Владимира Дайбова липчане могут в «Галерее Назарова» до 8 октября (6+).