О выставке
Картина. Живопись

Шесть десятилетий, с первого участия в выставках, Евгений Павлович Сальников прочно удерживает внимание коллег и публики. Мимо его работ не пройдешь: они отличаются особой выразительностью, они всегда «другие» – неожиданные, дерзкие, манящие тайной. Они «другие» и в рамках творчества Сальникова, пребывающего в непрерывном поиске.

В 1960 – 1980-е годы Липецк переживал взлет изобразительного искусства. Возбудителями творческой активности были художники, подхватившие идеи шестидесятников, стремившиеся с новым формам искусства, к новому видению действительности вопреки догмам так называемого соцреализма, – Вилен Дворянчиков, Юрий Гришко, Игорь Князев, Евгений Сальников, Александр Сорочкин, Александр Вагнер и другие – ярко индивидуальные, талантливые, смелые. В табели о рангах живописная картина занимала первое место. Актуальные темы о жизни трудового города открывали перед художниками широкий творческий простор. Изощрялся их живописно-пластический язык, холсты обретали многозначность содержания.

Разнообразные, непредсказуемые темы находил Сальников, и решение их было непредвиденным. Картины, наполненные подтекстами, даже загадками, вызывали у членов выставкомов недоумение, раздражение, в них искали крамолу. Но писать по-другому Сальников не хотел и не мог. Большая часть его полотен не увидела свет.

Картину «Проводы» из триптиха «Мир» (1967) он пишет в иконописной стилистике, для тех лет невозможной. В новом ракурсе видит тему заводских рабочих в картинах «Баня» и «Политинформация», а тему Победы неожиданно решает через образ райского сада – мечты о счастье, за которое воевали. Бывали исключения: картина «Комсомольский штаб НЛМК» экспонировалась на крупных выставках, ее репродукции публиковались в журналах. Как правило, Сальников создавал полотна «на вольные темы», делал то, что было интересно, для себя. В этих работах – безоглядность творения, игра воображения, неистовость красок, блистательное мастерство, глубокая мысль, в них надо вчитываться.

Настоящая выставка представляет картины Сальникова 1970 – 1990-х годов и, без сомнения, открывает зрителям большой пласт его творчества и почти забытый жанр картины.

Татьяна Нечаева


Шесть десятилетий, с первого участия в выставках, Евгений Павлович Сальников прочно удерживает внимание коллег и публики. Мимо его работ не пройдешь: они отличаются особой выразительностью, они всегда «другие» – неожиданные, дерзкие, манящие тайной. Они «другие» и в рамках творчества Сальникова, пребывающего в непрерывном поиске.

В 1960 – 1980-е годы Липецк переживал взлет изобразительного искусства. Возбудителями творческой активности были художники, подхватившие идеи шестидесятников, стремившиеся с новым формам искусства, к новому видению действительности вопреки догмам так называемого соцреализма, – Вилен Дворянчиков, Юрий Гришко, Игорь Князев, Евгений Сальников, Александр Сорочкин, Александр Вагнер и другие – ярко индивидуальные, талантливые, смелые. В табели о рангах живописная картина занимала первое место. Актуальные темы о жизни трудового города открывали перед художниками широкий творческий простор. Изощрялся их живописно-пластический язык, холсты обретали многозначность содержания.

Разнообразные, непредсказуемые темы находил Сальников, и решение их было непредвиденным. Картины, наполненные подтекстами, даже загадками, вызывали у членов выставкомов недоумение, раздражение, в них искали крамолу. Но писать по-другому Сальников не хотел и не мог. Большая часть его полотен не увидела свет.

Картину «Проводы» из триптиха «Мир» (1967) он пишет в иконописной стилистике, для тех лет невозможной. В новом ракурсе видит тему заводских рабочих в картинах «Баня» и «Политинформация», а тему Победы неожиданно решает через образ райского сада – мечты о счастье, за которое воевали, используя средства примитивной живописи. Бывали исключения: картина «Комсомольский штаб НЛМК» экспонировалась на крупных выставках, ее репродукции публиковались в журналах. Как правило, Сальников создавал полотна «на вольные темы», делал то, что было интересно, для себя. В этих работах – безоглядность творения, игра воображения, неистовость красок, блистательное мастерство, глубокая мысль, в них надо вчитываться.

Настоящая выставка представляет картины Сальникова 1970 – 1990-х годов и, без сомнения, открывает зрителям большой пласт его творчества и почти забытый жанр картины.


Евгений Павлович Сальников – художник широкого диапазона: работал в монументальном искусстве, станковой живописи, графике. Проявил себя во всех жанрах: многофигурной тематической или жанровой картине, пейзаже, натюрморте, портрете, интерьере, живописно-абстрактных композициях. Так же разнообразен он в сюжетах, мотивах, стилистических приемах, что не мешает всегда и безошибочно узнавать автора. Жизненный путь Евгения Сальникова был выбран раз и навсегда, когда в 15 лет он поступил в Елецкое (Орловское) художественное училище. Следующий этап – Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, куда он был принят с первой попытки, что казалось невероятным для абитуриента из провинции, и был зачислен в мастерскую выдающегося художника А.А. Дейнеки.

Возвратившись в родной город, Сальников сразу вошел в «могучую кучку» художников, жаждущих работать современно, ищущих правды искусства. Далеко не все художники, зрители, и, тем более, чиновники приветствовали перемены. Свежие, формально-острые работы вызывали споры, прежде чем попасть или не попасть на выставку. Такими были картины Сальникова – они содержали что-то настораживающее, дразнили фантазиями и намеками. А художника тянуло к иносказаниям. И это понятно – наступали 70-е, период маскарадных мотивов и притч в искусстве. Сальников словно из воздуха ловил зачатки тенденций, а точнее, он чувствовал время и общественные настроения.

Художник пытался писать «как надо», но работа шла тяжело, в этих «правильных» картинах герои будто чувствовали себя противоестественно. Евгений Павлович вспоминает: «Я давал обязательство, что напишу картину в пределах заданной темы. Это для меня являлось сдерживающим фактором, я утрачивал то, что было в моих генах». Он вырывался из рамок, писал, как велит душа. И живопись была легкой, подвижной, композиция вырастала будто сама собой, непринужденно.

Весьма привлекательны вещи с необъяснимыми сюжетами. Написанные подробно, обманчиво-реалистически, они дают возможность разночтений, например, таинственные «Продавец рыбок», «Продавцы птиц».

Евгений Павлович признается, что никогда не пишет с натуры. Он создает образ действительности, по-своему воспринимаемой, или воображаемой. Строительные материалы художника – реальные впечатления, идущие от событий глобальных и мельчайших, от людей – случайных прохожих, знакомых и близких, от предметного окружения, пространства мастерской, меняющегося освещения. И еще – от всего, что пережито в жизни и в искусстве.

Сальников не любит комментировать свои работы, и все же иногда удается что-то услышать: «Портреты близких мне людей делались только для себя, я никогда никому не хотел их показывать. Работая над ними, я просто наслаждался. Может, в этом случае у меня было меньше ответственности…».

Действительно, изображения матери, супруги, дочери, внучек отмечены особой нежностью. Драматичны холсты, посвященные матери, это отдельная большая тема в творчестве художника. Рассказы о внучках полны света, радости, весеннего цветения, сладких плодов. Они похожи на мечты о счастливом детстве, о прекрасной жизни, ожидающей героинь.

Сальников – мастер композиции. Для него плоскость холста – что сцена для режиссера. Кажется, что художник по ходу действия придумывает все новые мизансцены, сюжетные повороты. На холсте развивается действо по прихоти художника. Актерами здесь выступают не только персонажи, предметы, но сочетания и переклички цвета.

В 1990-е годы вместе с переменами в стране приносят в творчество Сальникова новые интонации и новые сюжеты. Картина «Звонарь» экспрессивно передает созвучиями красок почти слышимый звон, от которого все на холсте напрягается, срывается с места, воздух гудит, сверкают купола храмов, как шлемы древних воинов-защитников. На первый взгляд, картина мажорна, оптимистична. Потом встают вопросы: «По ком звонит колокол, кого и куда кличет?». Искусство – единственный способ художника выразить свое отношение к реальности. «Действительность для меня – драма. Как бы не прятался за каменные стены, а я нахожусь в этой жизненной среде. Тяжело, но я стараюсь от этого уйти. Сам создаю себе счастливые состояние творчеством. Мои работы – это мечты о том, что могло бы быть», – поверяет сокровенное живописец.

Сегодня трудно чем-либо удивить зрителя – полная свобода. Но парадокс в том, что Евгений Сальников и теперь не вписывается в общую пеструю картину. Вольнолюбивый, одаренный уникальным талантом, – такие в любые времена остаются «особыми». Он не приемлет патетики, ему свойственна ирония и самоирония, постоянная игра, шарады… Созданные Сальниковым произведения трудно счесть. И также трудно описать его манеру – он меняет почерк в угоду замыслу.

Евгений Сальников не прерывает своих исканий. В его мастерской по-прежнему тесно картинам. В холстах – тесно чувствам, тесно жизненной силе. Каждая новая выставка удивляет неожиданными находками и неубывающим накалом творческой энергии. Неистребимо ребяческое и профессионально зрелое сплавлены в его работах воедино, как сплавлены грезы о счастье и драматическое приятие жизни.

Татьяна Нечаева

Об авторе
Сальников Евгений
1937-09-15
Липецк

В течение многих лет являлся членом художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских, членом Комиссии по монументальному искусству Союза художников РФ.

Участник областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Больше об авторе
Экспозиция выставки «Картина. Живопись»

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

[email protected]

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!

2024 © Сделано Андреем Сергеевым с уважением для Галереи Назарова.