Горина Елена
Мой сад (живопись)
Март 2018
«Весна в саду у Гориной»
Итоги недели, 19 марта

Евгения Ионова

«Весна в саду у Гориной»

Итоги недели, 19 марта

Евгения Ионова

Весна на календаре и в сердце. За окном – сложнее. Но если вглядеться в окна Галереи Назарова, можно увидеть, что в её стенах расцвёл сад

Противостоять злу можно по-разному. Можно бороться с ним, не замечать, высокомерно или трусливо отстраняться. А можно, как московский художник Елена Горина, встать в открытую оппозицию – не распространять, не клонировать, не популяризировать негатив посредством искусства. Путь не простой. Он сродни посту – с неослабевающим постоянством просеивать сквозь сито своей совести зёрна доброго, вечного, светлого, отделяя их от ростков злого и тёмного.

Возложив на себя своеобразную творческую «епитимью», Елена Ивановна ничуть не оскудела ни в объектах обожания и восхищения, ни в способах выражения своих чувств и переживаний. Она – садовник, взращивающий свой сад и на земле, и в душах – собственной и зрительской. Липецкой публике повезло прогуляться по её участку в дни Великого поста.

«Мой сад». Так назвала собрание работ Елены Гориной искусствовед, куратор выставок Галереи Назарова Татьяна Нечаева. Сад присутствует практически на всех полотнах и представляет собой не только клочок земли с заботливо высаженными цветами, овощами и бобовыми. Сад – это в первую очередь место силы, где художник в полной мере реализуется как творец, в том числе и маленького мира, который есть квинтэссенция большого.

Елена Ивановна – дочь искусствоведа, художника, реставратора, создателя всемирно известного Государственного научно-исследовательского института реставрации Ивана Горина. Её мать – Людмила Горина – историк, профессор Московского государственного университета, автор многих книг по истории славян, «женщина века» по версии Оксфордского биографического центра. Среди её предков – крестьяне и дворяне. Сама же Елена Ивановна – жена и мать художников. В Липецке Елена Горина, как Леля, стала предвестницей весны, её кликальщицей…

Горина – выпускница Московского государственного художественного института имени Сурикова, член Союза художников России, постоянный участник всероссийских и международных вернисажей. Восемнадцать персональных выставок русского художника увидели ценители живописи как в нашей стране, так и в Голландии, Италии, США. Картины Елены Гориной хранятся в музеях, фондах и частных коллекциях в Америке, Азии, Франции, Нидерландах и даже в Дрезденской галерее. Экспозицию, представленную в липецкой Галерее Назарова, составили работы Елены Ивановны последних нескольких лет.

Накануне открытия выставки «Итоги недели» встретились с Еленой Гориной в её «саду».

– Елена Ивановна, в Липецке вы выставляетесь второй раз. Как вам дышится в нашем художественном пространстве?

– Несказанно повезло, что мною «занимается» Татьяна Нечаева. И в прошлый раз, и сейчас она делает самые красивые выставки. Здесь я смотрю на себя совершенно другими глазами. Каждая выставка позволяет делать выводы на будущее. Сама Галерея Назарова вызывает у меня восхищение, её хорошо знают в Москве, многие коллеги позавидовали мне, узнав, что я буду здесь выставляться.

– Вы как-то сказали, что с определённой периодичностью меняете цветовые пристрастия. С чем это связано? И можно ли предположить, что цвета на «садовых» полотнах – это отражение Елены Гориной нынешней?

– В какой-то момент я заметила, что приблизительно каждые пять лет моя живопись меняется. Но почему так происходит – не знаю. Меняемся мы, ситуации вокруг нас – всё отражается на полотнах. В Липецке представлены работы последних десяти лет. Так что именно здесь – я нынешняя, это верно подмечено.

Я очень счастливый человек. День за днём, год за годом делаю то, что просит моя душа. Радостно от того, что это оказывается ещё кому-то нужно, мои работы живут в музеях и частных собраниях в Европе, Азии и в Америке… Наша семья построена на творчестве. Создание чего-либо – главное для нас всех, и любое действие, направленное к добру, всегда будет поддержано. Таким был мой отец, такой мой муж, и такой же выросла наша дочь Мария.

– Не каждому художнику повезло учиться рисовать, сидя на коленях у отца, реставрирующего икону…

– Когда отец начинал работать в мастерских Грабаря, мне едва исполнилось три года. Дома он также продолжал реставрировать святые образа. Что может быть интереснее ребёнку, чем залезть к папе на колени и наблюдать, как является чудо проявления лика. С того времени иконописный канон впитался в мои память, руки, волосы, чувства. Когда я стала постарше, папа начал мне что-то объяснять. И я даже могла что-то делать рядышком.

– А потом отец предупредил, что художник должен учиться всю жизнь. Как у Цветаевой! Это ученичество до сих пор продолжается? У кого и чему вы учитесь?

– Учусь у жизни! Учусь точности высказывания, чем дальше, тем больше стараюсь добиться достоверности в передаче чувства. Не могу сказать, что среди коллег и друзей есть учителя. Мне многое нравится, причём в самых разных направлениях, но только в том случае, если это искусство, а не ремесленная реализация. У своего опыта тоже учусь. Исследуя ошибки, двигаюсь дальше.

– Помните, у Пастернака: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Что же такое – быть художником? Как научиться отличать искусство от ремесла, истинное от красивого суррогата? Ведь сегодня (процитируем ещё одного – уже классика Геннадия Шпаликова: «Нету их, и всё разрешено») свободы слишком много и выставляться даже в самых авторитетных галереях может кто угодно – даже я, если грамотно подойти к рекламной кампании.

– Да, в наши дни много желающих сказать новое слово в искусстве… Художники с точки зрения обывателя – аномалия. И у каждого – своя философия, выраженная не словами, а чувственными образами. У меня процесс отделения зёрен от плевел происходит так: когда я вижу что-то настоящее, у меня либо мурашки по спине бегут, либо диафрагма в узелок завязывается. Это случается, даже когда я с закрытыми глазами просто вспоминаю произведение. Так происходит с работами Сорокина. Мне повезло: я полотна Виктора Семёновича видела много раз, в нынешний приезд в Липецк смогла ещё раз доставить себе удовольствие. И мурашки с упоением бегали по спине.

– Художнику, на ваш взгляд, зритель необходим? То есть первые живописцы изображали бегущих мамонтов не только для себя?

– Тем, первым художникам необходимо было поделиться информацией. Но какой? Словами её передать нельзя. Их изображения – это не фотографическая фиксация. Возможно, что художники получили какую-то весточку откуда-то извне, возможно с небес. Они увидели нечто вокруг себя и сделали вывод… Потребность делиться информацией у художника невероятно велика. Если высказаться не удаётся, начинается разрыв аорты. Бывает, в голове рождается образ, которого в зрительном мире нет. Он приходит и так настойчиво просится быть, что готов уничтожить. Когда это случается, я какое-то время сопротивляюсь, поскольку есть ответственность за ту информацию, которую несу своим творчеством. Но образ настолько сильнее меня, что не показать его я просто не в силах. И пишу тогда до тех пор, пока не пойму, что высказалась до конца. Моё убеждение: если я что-то увидела, то и другие тоже должны. Так что зритель, безусловно, необходим. Но важнее – высказаться.

– Получается, что художник – не творец, а проводник?

– Скорее всего – да. Вопрос: какую идею мы транслируем? Пространство листа и цвет не являются изображением «видимого мира», они – производ­ное от внутренней жизни. Образ мира отражён в человеке. Понять его можно, если умеешь видеть душой.

– Ваше согласие на роспись Никольского храма в Лазаревском – это продолжение диалога с отцом?

– Это совершенно невероятный подарок мне от жизни. Неожиданный, удивительный. До этого у меня был опыт храмовой росписи. В Америке на выставке «Сокровища царей» мы воссоздавали образ Грановитой палаты. Потом совместно с подругой скульптором Татьяной Ломакиной в столичном храме Григория Неокесарийского делали надвратный образ Григория Богослова, затем потрудилась в Подмосковье в церкви Успения Пресвятой Богородицы. То есть подступы к работе уже начинались. А когда поступило предложение расписать всю церковь, согласилась сразу же и даже не побоялась. Сейчас бы испугалась.

Год я делала картоны, заготовки, постилась, молилась. Действо было невероятное, работой его назвать язык не повернётся – только подарком. Писалось всё как будто само, при полном ощущении, что нахожусь в раю. Трудились мы втроём – всей нашей семьёй – с мужем и дочерью. Расписали мы Никольский храм, а спустя некоторое время ко мне попала совершенно съеденная жуком икона Николая Чудотворца. У меня хватило знания и опыта, чтобы её отреставрировать. Позже этот образ я повторила в керамике. После росписи храма у меня в живописных работах появился особый свет.

– Была у вас серия «Прекрасные женщины». С удивлением узнала, что своих героинь девяносто второго года вы считаете ужасными. Не потому, что они некрасивы, а потому что жизнь тогда была такой. Продолжения не планируете?

– Нет. История такова: в конце восьмидесятых – начале девяностых наши дамы, дорвавшись до ширпотреба заграничного, одевались как фееричные попугаи. Равнодушно пройти мимо я просто не могла и каждый день фиксировала на полотне свои уличные впечатления. Так что и эти образы просились остаться вопреки моему желанию. Сегодня всё иначе, ярких эмоций по поводу гардероба соплеменниц у меня нет.

– А что сейчас владеет вашим воображением?

– То, что Татьяна Ивановна назвала «моим садом». Сад даже не как источник, а как выражение гармонии. Участок у нас небольшой, его в пятьдесят шестом году заложили дедушка с бабушкой. Более тридцати лет назад я получила его в наследство, ликвидировала грядки с картошкой и помидорами, зато оставила место для фасоли и кабачков. И не только потому, что люблю их есть, – они красиво растут, что и стараюсь запечатлеть на полотнах. Сад стал для меня разновидностью холста, где я могу поиграть с объёмом, формой, цветом.

– Вы утверждаете, что пейзаж является источником информации. При этом считаете, что натюрморт – главный показатель уровня художника. Вам что ближе?

– Если десять художников напишут один и тот же натюрморт, то сразу же будут видны и уровень ремесла, и уровень таланта. И насколько они сочетаются. А чтобы не заблудиться в собственных поисках, надо время от времени писать цвет с натуры, то есть пейзаж. Это расширяет опыт живописного переживания. Похоже на то, как после зимы сунуть руки в грядку и ухаживать за цветком. Я пишу не предмет и не пейзаж, а чувство, которое переживаю.

– Вы запретили себе транслировать плохое, злое в искусстве, полагая, что негативные эмоции нельзя сбрасывать на холст – художник от них избавился, а зритель получил. И здесь опять же без классиков Ильфа и Петрова не обойтись. Это ваше кредо?

– Всегда! Написав однажды отрицательную эмоцию, которая меня беспокоила, я поняла, что её размножила. С тех пор зареклась: больше так не делать.

– Елена Ивановна, спасибо вам за вашу такую важную сегодня позицию. Делайте так, как вам нужно, а мы будем с удовольствием плодами вашего сада наслаждаться.

В ТЕМУ Во славу Николая Угодника Храм Николая Чудотворца в Лазаревском освящён Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в 1999 году. Одноглавая кубическая церковь выполнена в византийском стиле. На фасаде это белоснежного храма – мозаичные иконы из Греции. Деревянный иконостас сделан российскими резчиками. Настенные росписи выполнены в традициях российских и греческих мастеров XIV-XV веков. Расписывали храм внутри Елена Горина, её муж и дочь. Есть в этой небольшой церкви большая святыня – частица мощей святителя Николая. Это дар митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора.

Выставка «Мой сад (живопись)»

Ещё о выставке

24 мри
И. Неверов: «На одной из выставок художницы Елены Гориной, кажется, в Таурусе, молодая женщина, явно не из знатоков, не из завсегдатаев вернисажей, удивилась: «Надо же»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Контекст (из коллекции Михаила Алшибая)»
Липецкая газета. 7 августа
По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня
По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня
По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля

По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!