Литвин Инна
Калейдоскоп-3
Апрель 2017
«Потаённые швы»
Итоги недели, Май 2017

Евгения Ионова

«Потаённые швы»

Итоги недели, Май 2017

Евгения Ионова

Персидский поэт Руми вывел свою формулу счастья: «Счастье петь свою песню как птица, не обращая внимания на то, кто слушает и что они об этом думают».

Инна Оскаровна Литвин словно бы идёт по стопам великого суфия. Она делает то, к чему лежит душа, на что хватает её дарования, что наполняет её жизнь радостью и впечатлениями, в чём удовлетворяется потребность в творчестве. Остроумная и самоироничная, щедро одарённая, она многие годы видела свою основную миссию в том, чтобы быть женой, соратником и опорой мужу, удивительному художнику Гарифу Басырову. После его ухода из жизни в 2004 году, Инна Оскаровна делает всё, чтобы имя Гарифа Басырова не поглотило время, устраивает выставки работ супруга, в том числе и в Липецке.

Инна Литвин – художник кино, живописец, график, автор иллюстраций к произведениям Юрия Тынянова «Кюхля» и Фридриха Шиллера «Коварство и любовь». С 2005 года она создаёт орнаментальные композиции, используя собственную технику. Это не лоскутное ткачество, не популярный пэчворк – это своя дорога, свой стиль. Сама Инна Оскаровна говорит об этом так: «Последние двенадцать лет я занимаюсь тем, что можно условно назвать «орнаментальными мозаиками», в которых материалом служит текстиль. Считать эту работу «patchwork» было бы не совсем точно. Побудительным мотивом для меня всегда является цвет. Собирая отдельные фрагменты мозаики воедино, я, как в калейдоскопе, получаю результаты, часто неожиданные даже для меня, хотя, приступая к работе, я всегда тщательно продумываю будущие конструкции и делаю эскизы. Именно это представляет для меня наибольший интерес. Процесс создания каждой работы довольно трудоёмкий и длительный. Пока я занята техническим осуществлением своего замысла, у меня, как правило, возникает новая идея, к воплощению которой мне не терпится приступить».

– Инна Литвин идёт своей дорогой, – считает куратор выставок Галереи Назарова искусствовед Татьяна Ивановна Нечаева. – И на этом пути совершает собственные открытия, используя определённые и всем хорошо известные материалы, Литвин создаёт сложнейшие орнаментальные композиции. В её руках маленький фрагмент – исток работы – превращается в нечто большое, сложное – точно так же из крошечного атома вырастает огромная Вселенная.

В Липецке представлены последние работы мастера. Можно сказать, что мы присутствуем на премьере творческого действа под названием «Калейдоскоп-3».

Калейдоскоп

– Инна Оскаровна, калейдоскоп – это из детства?

– Этому «виной» моя сестра. Именно она придумала название для первой выставки. Мне понравилась эта безграничность возможностей при небольшом количестве компонентов. Посмотрите, в основном я оперирую квадратиками и полосками. Но ведь и сюжетов литературных не так уж и много, и классики про всё сказали, а писатели всё пишут и пишут…

– Почему-то мне казалось, что исток всему – русское лоскутное одеяло. Но я ошиблась…

– Как и очень многие… Я не шла от народного искусства, от печки не плясала. Меня текстиль привлекал всегда, и когда впервые прикоснулась к этой технике, поняла – это мой путь. Я встала на него и до сих пор иду с огромным желанием и интересом. Причём никакой идеологии в этом нет – только стремление к гармонии. Моя задача исключительно пластическая.

А началось всё с мужа. В какой-то момент Гариф Басыров стал делать нефигуративные вещи – коллажи, абстракции с глубоким многослойным содержанием. Это меня так впечатлило! Что-то внутри меня затрепетало, захотелось сделать своё, только не на бумаге, не на холсте. Так я окончательно отошла от живописи и остановилась на тканевом, текстильном орнаменте. Всё начинается с фрагментов, а потом кусочки собираются в большое полотно. Результат часто удивляет: ты задумывала одно, а в итоге получается нечто иное.

– Точно так же Лев Николаевич Толстой утверждал, что никогда не знал, чем закончится его роман, и что с какого-то момента персонажи ведут его перо, а не он выписывает историю своих героев.

– Абсолютно верное утверждение. В искусстве это, как мне кажется, правило. Нужно быть полным идиотом, чтобы уцепившись за одну мысль с усердием, достойным лучшего применения, пройти с нею в зубах всю дорогу – от замысла до воплощения. Человек имеет право передумать, на полпути можно поменять первоначальный замысел, увлечься чем-то в процессе работы…

– Что является вашим источником вдохновения, что побуждает начать работать?

– Впечатление – вот что меня вдохновляет! Я люблю Италию. Однажды приехала в Сиену к вечеру – небо темнело на моих глазах. И собор Успения Пресвятой Девы Марии (Дуомо ди Сиена (Duomo di Siena) — один из самых посещаемых в Италии и во всём мире. – Прим. авт.) начал буквально светиться. Всё вокруг погружалось во тьму, а он отдавал свет! Передать словами это невозможно, а вот выразить на ткани посредством определённого орнамента – получилось! Я несколько работ сделала, вдохновлённая посещением Сиены… Ещё меня волнуют цветовые соединения. Я ехала в Липецк на открытие выставки и в окно поезда увидела старое обшарпанное розово-серое здание, утопающее в светло-зеленоватой дымке проснувшихся от зимнего сна деревьев. Мысль сразу же начала работать. Я уже точно знаю, что дома засяду над орнаментом-мозаикой в розово-зелёном сочетании. А недавно мне приснилось нечто чёрное – этот сон также требует воплощения в ткани. Цвет и колорит – это взаимоотношение. А мерило всему – талант. Это относится к любому виду искусства: как к наивному, так и к академическому.

– Талант – это и есть один из потаённых швов, которые так любят искать в ваших работах искусствоведы?

– Потаённые швы – это результат. Сколько бы я ни рассказывала, ни показывала, как создаю свои работы – это не раскроет тайны. Мне самой иногда не понятно, как нужно сделать, просто чувствую: так – правильно, и иду дальше. А потаённые швы есть везде – в поэзии, в живописи, в любом творчестве. В поезд Москва – Липецк я взяла томик эссе Иосифа Бродского. И прочла там удивительные по своей простоте слова, сказанные Уистеном Хью Оденом, мыслителем, англо-американским поэтом, которого Бродский очень ценил: «Я не пошёл бы туда сам и не послал бы сына своего». Просто, правда? А получилось монументально, апокрифично. Вот эта простота и есть тайный шов литературного произведения. Поэт – тот, кто владеет тайными швами. Остальные – рифмоплёты.

– Сколько времени уходит на создание одного полотна?

– Как только я выносила идею, начинаю её реализовывать. Когда говорю, что работаю по двенадцать часов в сутки – это и правда, и не совсем. Конечно, я не сижу перед полотном как полоумная. Не имеет перерыва сам творческий процесс. C утра и до вечера – я в деле, причём работаю без суеты и взрывов вдохновения, но с интересом. За полтора-два месяца всё компоную – и счастлива. И кризиса пока не наблюдаю. Просто я ставлю живописные задачи и стараюсь их реализовывать. Моё преимущество – я ничем не табуирована, умею и люблю рисковать, чувствую цвет и знаю, как с ним работать. И с каждым разом всё усложняю и усложняю себе задачу.

– Когда начнётся время простоты?

– Действительно, со сложностью можно и заиграться. Нужно иметь мужество остановиться на этом пути. Но это будет моё решение. Я слишком высоко ценю минимализм. Когда такой момент настанет – не знаю, но он обязательно случится. Пока мне интересно существовать в этой парадигме. Я хочу, чтобы работа доставляла радость – тогда постигается душевное равновесие. Недавно я выбила плечо, месяц не работала, и вспоминаю это время с ужасом. Для меня бездействие – наказание. Как только смогла, сразу же взялась за полотно. Главное – никакого пафоса.

– Когда вы поняли, что свободны?

– Я свободна была всегда. Потому что никогда не думала ни об успехе, ни о заработке, не хотела кому-то понравиться, на кого-то произвести впечатление. Моё творчество – это делание для себя. Меня не интересует, кто и как меня принимает или воспринимает. Я получаю от процесса удовольствие! Карьеру я не делаю, конечно, буду не против, если какую-нибудь работу кто-нибудь купит – это способ заработать, но это не цель.

При этом я – захребетница, я очень хорошо пристроилась. У меня был муж, дела которого до сих пор волнуют меня больше, чем собственное творчество и всё остальное. Меня заботит наследие Гарифа Басырова, и этому посвящена моя жизнь… И ещё я свободна потому, что мне не нужно сидеть перед пустым листом бумаги и грызть ногти в надежде ухватить вдохновение. Меня удовлетворяют те образы, что приходят сами. Когда работаешь, то вовлекаешься в процесс. Так что мне крайне повезло: в моём возрасте (Инна Оскаровна Литвин родилась 26 февраля 1941 года. – Прим. авт.) я в хорошей творческой форме. Наверное, Гариф за меня на небесах хлопочет, раз мне послана такая долгая и насыщенная жизнь, в том числе и в искусстве.

– Спасибо, Инна Оскаровна, за беседу и за ваш «Калейдоскоп». В этом небольшом галерейном пространстве каждого посетителя вы преобразовали в зеркало, преломляющее цветовой исходник. Так что благодарю ещё и за вовлечение в творчество.

Выставка «Калейдоскоп-3»

Ещё о выставке

Липецкая газета
12 мая 2017
Андрей Снегов: «Быть женой большого художника почти неизбежно подразумевает смиренную готовность оставаться в его тени, даже если ты сама талантлива и профессиональна»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля
По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта
По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта
По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!