Лаврова Ирина
Сад воспоминаний
Февраль 2017
«Она видела ангелов»
Итоги недели, Февраль 2017

Евгения Ионова

«Она видела ангелов»

Итоги недели, Февраль 2017

Евгения Ионова

В Галерее Назарова разбили «Сад воспоминаний»

Мой десятилетний сын периодически задаёт вопрос: «А видел ли кто-нибудь из взрослых людей своего ангела-хранителя?». Теперь он точно знает имя человека, который ангелов не только видел, но и сумел изобразить.

Ирина Лаврова – фантазийный художник, как её ещё называют – один из ведущих мастеров эпохи перелома, смогла своим творчеством не только преобразить действительность, но и, проникнув сквозь реальность в более тонкие миры, разглядеть то, о чём мы можем только догадываться.

Загадочность, чувство цвета, новаторство и театральность – всё это есть в работах Лавровой. Но её ангелы – видимые и отданные на откуп нашему воображению, её тайнопись, символизм образов и вневременность сюжетов каждый раз заставляют меня восхищаться. – Хозяин галереи Александр Васильевич Назаров водит нас по залам, приглашая ещё раз остановиться у того или иного полотна, составляющего выставку «Сад воспоминаний», сосредоточиться и попытаться разглядеть главное, зачастую спрятанное за передним планом.

Картины Ирины Лавровой – живые, почти мультипликационные. Если войти в её «Сад воспоминаний», можно прожить чью-то чужую жизнь. Сначала мы видим: встретились два человека. Постепенно вглядываясь в темноту полотна, замечаем, как за спиной центральной парочки появляется, нет – проявляется старуха в чёрном. Следом светлым пятнышком проясняется образ ребёнка. Вдруг – шорох крыльев (не ангела ли?). Вспыхивают распустившиеся (ночью!) цветы, которые осияет еле мерцающий месяц, еле брезжит свет от лампы, преобразующийся в крест. Мы идём вслед за кистью художника, преодолевая физические законы, переступая черту своего мира и мира Лавровой, поглощённые её фантазией.

Сады Ирины Лавровой – это реальное пространство, где собирались друзья-художники, где они работали и устраивали праздники, превращающиеся на холстах в фантасмагории, – в роли проводника по «Ирине Лавровой» выступает искусствовед, куратор выставок Галереи Назарова Татьяна Ивановна Нечаева. – Она была художником с легкокрылой фантазией, улетала далеко в своих грёзах, видела ангелов, которые наблюдают за собравшимися в саду людьми и её персонажами из эпохи рококо. Для неё не существовало временных границ. Всё, что было, уходит в вечность, а там – нет времени. Действительность Лавровой перемежалась со сказкой. Реалистическо-лобовое творчество было ей малоинтересно.

Для искусства семидесятых годов характерны театрализация, маскарадность. Этот приём давал художникам возможность уйти от официоза. Они выражали смысл через символы, через многослойность текстов и подтекстов, вырабатывали тайный, эзопов язык, оставаясь невинными с точки зрения идеологии и в то же время сохраняя свои убеждения. Они оставались и внутренне свободны, и свободны в формальном высказывании. Лаврова это очень тонко почувствовала. Искусствовед Виктория Лебедева писала, что Ирина Лаврова была в своём театре сама себе режиссёром и актёром. Лаврова – это художник-импровизатор, в ходе работы над картиной продолжавшая играть, что-то додумывать. Она не заботилась о том, как прочтут её послание. Она предоставляла зрителям самостоятельно искать ответы на её загадки, вовлекая их в игру, делая «соучастниками» своего балансирования между днём и ночью, реальностью и зазеркальем, осознанным и бессознательным.

Ирина Игоревна ушла из жизни, которую она так хотела преобразить, в последний год двадцатого столетия. Её работы стали достоянием различных музеев и частных галерей, они бережно хранятся в мастерской первого супруга, художника-монументалиста Григория Георгиевича Дервиза, у сыновей Петра и Дмитрия. Мальчики Ирины Лавровой также наполняют сад её воспоминаний. «Автопортрет с детьми» – яркая, тёп­лая, личная картина. Один из мальчишек – серьёзный – стоит подле матери, устремив взгляд куда-то за… Второй – в невероятно красных колготках – восседает у мамы на коленях, иконописно обняв её за шею.

– Как же я стеснялся этих своих красных колготок, – и сегодня смущённо улыбается Пётр Григорьевич Дервиз, археолог, реставратор. – Маме была свойственна театрализация реальности, любое событие она превращала в представление, сценичес­кое действо. Для неё жизнь и искусство переплелись в единое целое. Помню, как мама придумывала себе наряды, конструировала шляпки… Свои фантазии, представления о бытии она воплощала и на холсте, и в монументальном искусстве. Мне даже кажется, что собственная жизнь стала для мамы своего рода творчеством.

Воспитанный в творческой среде, Пётр Дервиз выбрал профессию археолога, опираясь на детские впечатления от общения с дедом по отцовской линии. Вообще-то Дервизы (с приставкой «фон», означающей принадлежность к дворянству) и Лавровы липецкой земле не чужие. Лебедянские миллионщики фон Дервизы были людьми известными и уважаемыми. Чего стоит только одно имя – Павел Григорьевич фон Дервиз, покрывший сетью железных дорог Центральную Россию и территорию современной Липецкой области – от Раненбурга до Ельца, родной ему Лебедяни и станции Астапово (на которой закончит свою земную жизнь Лев Николаевич Толстой), он же – строитель Владимирской детской больницы, названной по имени умершего старшего сына. Супруга Павла Григорьевича Вера Николаевна уже после смерти главы семейства учредила и обустроила Классическую женскую гимназию имени дочери Варвары (также погибшей от туберкулёза, как и её брат), которую, кстати, закончила Марина Цветаева. Лавровы – крепкая купеческая елецкая семья. Силуян Лавров по кличке Кречет появился в Ельце на рубеже XVII – XVIII веков. Прадед Ирины Лавровой приставку Кречет уже не носил. Вукол Лавров вышел из родового бизнеса торговлей зерном, переехал в Москву, основал журнал «Русская мысль», стал её первым редактором, переводчиком с польского. И посвятил всю свою жизнь отечественной словесности, просвещению. Кстати, Вукол Лавров был женат на представительнице ещё одной знаменитой елецкой фамилии – Варваре Хренниковой…

Творчество Ирины Лавровой ломало стереотипы соцреализма, обозначив новые тенденции, подхваченные искусством шестидесятых-семидесятых годов, оказав влияние на развитие искусства последующих восьмидесятых годов прошлого столетия.

Как создатель росписей и скульптурных рельефов в архитектуре, Ирина Игоревна работала в соавторстве с интереснейшими художниками своего времени. Чаще всего – с Игорем Пчельниковым, ставшим её вторым мужем. Они оформляли Дворец пионеров и школьников на Воробьёвых горах, Советское посольство в Париже, ресторан «Москва», санаторий «Форос» в Крыму, драматический театр в Гродно, Международный детский лагерь «Артек»…

– Лаврова и её товарищи работали по-революционному, по-новому, создавая изысканные произведения искусства, – считает народный художник России, скульптор Юрий Дмитриевич Гришко. – Лаврова и Пчельников – это новая живопись по формации, по ощущениям. Музыканты утверждают, что музыка начинается там, где есть гармония. Большое живописное искусство так же начинается с гармонии. Смотришь на работы Лавровой и словно попадаешь на пир с самыми изысканными блюдами. Только питаешь не утробу свою ненасытную, а душу, сердце, разум…

Выставка «Сад воспоминаний»

Ещё о выставке

Липецкая газета
15 фев 2017
И. Неверов: «Столы под сумеречными вечерними деревьями сада, накрытые белоснежными скатертями»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января
По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017
По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017
По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!