Сентябрь 2016
Резцом и штихелем
И. Неверов
Липецкая газета
Статья о выставке

То ли случайно, то ли так было задумано, но выставка пятнадцати мастеров гравюры в липецкой Галерее Назарова открылась как раз к двухсотлетию появления в России техники литографии. Вообще-то «градировальное ремесло» стало развиваться у нас гораздо раньше. Оно воистину и спутник, и способ просвещения. Первые гравюры украсили первые печатные книги, выпущенные при Иване Грозном Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, начиная с легендарного «Апостола».

Речь, в сущности, идет о самой демократичной разновидности изобразительного искусства. Рисунок, перенесенный резцом или штихелем на деревянную доску, вытравленный на металле — позднее использовались и другие материалы, — это печатная форма. Она позволяла растиражировать его десять, двадцать, пятьдесят, сто раз. И разлетались по свету листы с портретами государей или военачальников, экзотическими пейзажами или лубочными картинками, учебными картами или панорамами знаменитых битв.

Да только в эпоху компьютеров и прочих новейших технологий немного охотников день за днем терпеливо наносить на полированную поверхность дерева то, что живет в памяти и рождается в воображении. Теперь есть возможность без таких усилий, не тратя времени на овладение ремеслом, на постижение множества секретов, сокрытых в самом материале, и то дерзким, то нежным движением руки, взявшей резец, сделать что-нибудь пригодное для продажи.

— Все так, — кивает приехавший на вернисаж блистательный художник, истинный рыцарь ксилографии Юрий Космынин. — Но существует, видите ли, неразрывная связь между разумом, сердцем и рукой. Если между ними вторгается мертвый механический посредник, из произведения что-то уходит. Вернее, что-то в нем просто не может родиться. Вы в состоянии представить, чтобы Толстой набирал «Войну и мир» на компьютере?

Конечно, гравюра переживает свою трудную, кризисную фазу в своей истории, — продолжает он. — Ею даже элементарно на жизнь не заработаешь. Я вот полтора года с превеликим удовольствием просидел над иллюстрациями к поэме Низами «Семь красавиц». Вчитывался в этот как будто бы архаичный текст и понимал, как он красив, мудр и глубок. И старался, оставаясь русским художником, передать дух этих восточных сказок и притч. А в итоге уважаемое издательство вернуло мне все шестьдесят гравюр: «Нам они очень нравятся, но такое богатое подарочное издание не окупится».

От космынинских миниатюр к Низами не оторвешься, так они грациозны, таинственны, поэтичны. А рядом буквально ошеломляет своим ритмом «Большой зимний пейзаж». Он изогнут, словно знак вопроса, который мастер задает миру, разгадывая и постигая его тихую, но властную прелесть. А переведешь взгляд — и перед тобой за окном, залитым слезами дождя, лицо Пастернака. Это и абсолютно похожий портрет поэта, и метафора одинокой пастернаковской судьбы.

В принципе, каждый лист из привезенных в Липецк владельцем галереи Александром Назаровым и его правой рукой искусствоведом Татьяной Нечаевой — маленький шедевр. Это и утонченные стилизованные экслибрисы старейшины цеха российской гравюры Николая Калиты. Это и монументальные работы Сергея Харламова, вдохновленные драматическими событиями Отечественной войны 1812 года. И его же иллюстрации к Гоголю и Свифту. Он бросил вызов хрестоматийным интерпретаторам «Приключений Гулливера» и выдержал конкуренцию, прочитав великую книгу по-своему. А Михаил Верхоланцев напрямую перебросил мост в эпоху Возрождения и Средневековья, создав цикл «Добродетели и пороки». Помимо виртуозности исполнения, эти листы впечатляют настойчивостью, с какой художник напоминает своему взбесившемуся от вседозволенности веку о непреходящих ценностях.

Нет возможности рассказать обо всей выставке и даже просто перечислить то, что заслуживает внимания. Такой неожиданной экспозиции в Липецке еще не видели. И как знать, не найдется ли среди юных зрителей кто-то, кому захочется взять резец и продолжить традиции.

Оригинал статьи
http://www.lpgzt.ru/aticle/57222.htm

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

[email protected]

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!

2024 © Сделано Андреем Сергеевым с уважением для Галереи Назарова.