Басыров Гариф
СПЯЩИЕ. Графика
Июнь 2016
«Плотность земли, невесомость неба»
Липецкая газета, Июнь 2016

И. Неверов

«Плотность земли, невесомость неба»

Липецкая газета, Июнь 2016

И. Неверов

Забреди по недоразумению на выставку графики Гарифа Басырова прапрапраправнук главначпупса Победоносикова, он бы возмутился:

— Мой прославленный Маяковским предок требовал: сделайте мне красиво! А ваш Басыров разве делает красиво? Где ласкающие взор гламурные натюрморты, пейзажи, эротические барышни? Эти рисунки озадачивают и раздражают. Какие-то шкафообразные, засыпающие на ходу мужики в допотопных толстых пальто. Даже на загородной прогулке они не выпускают из рук огромные портфели. Кто-то неведомо куда и зачем тащит пузатые мешки, баулы, рюкзаки. Кто-то застывает на месте, цепенеет, окаменевает, превращаясь в нелепо величественный монумент самому себе. Нет, мне не нравится!

Свободный человек

А ведь Победоносиков прав. Басыров не хотел во что бы то ни стало нравиться ни чиновникам от искусства, ни профанам, ни коллегам. Последние, случалось, завидовали его таланту и тихой непреклонной независимости. А иногда удивлялись: чего ради он дразнит своими парадоксами и гротесками публику, держась в стороне и от официально одобренного оптимистического мейнстрима, и от протестных диссидентских игр?

Из беседы с женой художника Инной Литвин:

— Он принадлежал к творцам-одиночкам. Был строг, но не к окружающим, а к собственным поступкам. И за всю жизнь не совершил ничего постыдного, недостойного. Оттого, наверное, тот, кто шустрил, шестерил, хлопоча о карьере, деньгах, успехе, испытывал рядом с ним неуютное чувство. Он сохранял свободу и в самые несвободные времена.

Спор о творчестве

Нетрудно вообразить, как посетители Галереи Назарова, стоя перед графическими листами Басырова, столкнутся и непримиримо разойдутся в оценках и приговорах.

— А все-таки это просто карикатуры. Но не забавные, не смешные, а депрессивные, — скажет один.

— Однако вы же не назовете карикатурами офорты Гойи, допустим, «Капричос». Гротеск бывает трагическим. Вот у Басырова он как раз такой, — возразит другой.

— Он был талантливый, но холодный мастер. Он смотрел на свое время, на своих современников отстраненно, иногда с издевкой, — заметит третий.

— «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — попробует защитить художника цитатой из классики четвертый.

— Недобрый взгляд? Нелюбовь? Презрение? — удивится очередной оппонент. — Да все наоборот! В самых острых сатирических работах Басырова угадываются сочувствие и симпатия. Пусть под тяжелыми, замедленными шагами его персонажей земля словно прогибается, проваливается. Пусть они и вправду погружаются в сон как в кому. Даже когда метафизический ветер поднимает эти странные существа в воздух и они летят ну прямо как влюбленные у Шагала, им не дано пробудиться. Они не умеют улыбаться. Они чужие в мире природы, деревьев, травинок, цветочков, наконец, звезд над головой. Но и в них теплится ощущение недоступной, но великой тайны бытия. Что-то заставляет этих бедолаг со страшным усилием, со скрипом во всем теле наклоняться к хилому цветочку у ног и поднимать глаза вверх, растерянно обнаруживая там звездные бездны. У Басырова не зря родился целый цикл, так и названный: «Космос». Здесь язвительность теснится лирикой, поэзией.

В разговор вступает новый собеседник:

— На чей-то вкус эта графика угрюмая. Но если не просто скользить взглядом по поверхности листа, то вспомнишь Блока: «Простим угрюмство. Разве это сокрытый двигатель его? Он весь дитя добра и света, он весь свободы торжество».

Из беседы с женой художника:

— Гариф любил музыку. Особенно Баха… Впрочем, он с удовольствием слушал и джаз, и «Битлз». И, конечно, Высоцкого. Думаю, с Высоцким у Басырова была одна группа крови. И миссия у них в те годы оказалась одна: они оба выразили свою эпоху. Вот я слышу, дескать, Басыров был избыточно язвителен, саркастичен. И меня тянет спросить: а у Высоцкого в песнях неужели меньше горечи, едкости, боли?*

— Ну да, разумеется. «Нет, ребята, все не так, все не так, ребята».

— Не будем путать доброту и благодушие. Ни Высоцкий, ни Басыров не были благодушными. Гариф остро переживал исходный драматизм, трагизм — нет, не конкретной эпохи, а человеческого существования. Ему претило, если его графику пытались замкнуть в границы социальной сатиры. Он-то вел диалог со зрителем об экзистенциальных и архетипических началах. А по жизни Гариф был отзывчив, сострадателен. Что не могло, прямо ли, косвенно ли, не проявиться в его творчестве.

— Согласен, Ида Оскаровна. Не напрасно проницательный искусствовед написал, что Басыров не столько что-то там обличает и разоблачает, сколько примиряет нас и со временем, и с самими собой. Как сказано опять же в бардовской песне: «А жизнь такова, какова она есть, и больше никакова…»

Шестидесятник навсегда

В семидесятые годы повзрослевшие, в чем-то разочаровавшиеся дети шестидесятнической «оттепели» неожиданно стали усердными читателями журнала… «Химия и жизнь». Вернее, они его не читали, а листали, отыскивая будоражащие воображение иллюстрации Гарифа Басырова. Он был главным оформителем этого аполитичного, научно-просветительского издания.

Из беседы с женой художника:

— Он был истинным шестидесятником. Можно сказать, еще до рождения. Гариф ведь на свет появился за колючей проволокой, в небезызвестном АЛЖИРе. Эта аббревиатура расшифровывается так: Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Мать Гарифа попала туда, как раз когда была им беременна. Правда, он не спекулировал этим, как стало модно в девяностые, вот, мол, я уже в материнском чреве оказался жертвой режима. Хотя до восемьдесят пятого считался невыездным. Но у Гарифа не было непреодолимой охоты к перемене мест. После перестройки мы с ним поездили по миру. За рубежом проходили его выставки, он получал там разные почетные награды. Однако иностранные впечатления не служили ему источником вдохновения. Его притягивали душа, судьба, суть человека, а не передвижения в пространстве. Он умел как никто воплотить в штрихе и плотность земли, и невесомость неба. Но по-настоящему важным для него были тайна, метафизика мира. Наверное, поэтому он в девяностые годы занялся нефигуративными композициями. Да еще создал и ошеломляющие скульптуры, которые называл инкубусами. До последнего дня Басыров был искателем и идеалистом.

— В последние годы он чувствовал себя не только внутренне свободным, но и востребованным?

— Лишь в начале перемен. Тогда предложений хватало. Случались весьма неожиданные. Я повеселилась, когда Гарифу позвонили из журнала «Трезвость и культура»: мы будем публиковать повесть… «Москва — Петушки» и просим именно вас сделать к ней иллюстрации. Представляете: повесть о любителе «Зубровки» и «Слезы комсомолки» в журнале, пропагандирующем трезвый образ жизни. Гариф нарисовал четыре разворота. Сегодня эти номера — библиографическая редкость, за ними гоняются коллекционеры.

— Я вас перебью: Басыров, я знаю, много иллюстрировал и журналы, и книги.

— Особенно западных авторов. Как шестидесятник он любил Фолкнера, американских фантастов. А совсем юным проиллюстрировал «Мастера и Маргариту». Это была его дипломная работа во ВГИКе. За нее ему несправедливо поставили четверку. Зато рисунки Гарифа случайно увидела Елена Сергеевна Булгакова. И они ей страшно понравились. Вдова писателя оставила для автора письмо — предложила встретиться, познакомиться. Но письмо Басырову не передали.

— Вы сказали, Басыров получал много заказов в перестроечные годы. А потом?

— Потом наступила глухая тишина. Видимо, всем было не до искусства. Но я его успокаивала по Булгакову: все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. И он дождался: его позвали оформлять «Промышленную газету». Затем опять безденежье. Но Господь, закрывая дверь, открывает форточку. Новый заказ — сделать в фирменной басыровской манере календарь. За него мы получили три с лишним тысячи, и не рублей, а долларов. А там — звонок из Америки. Русский культуролог, давно эмигрировавший в Штаты, просил, чтобы Басыров, а не кто-либо еще, оформил задуманную им книгу. Но когда заказчик позвонил второй раз, я вынуждена была сообщить ему горестную весть: Гарифа не стало.

— Сейчас, однако, интерес к Басырову ощутим…

— Я надеюсь устроить большую выставку на Гоголевском бульваре, там есть помещение с одиннадцатью залами. Мне кажется, это будет событием даже для избалованной громкими экспозициями и именами Москвы.


А пока, благодаря известному коллекционеру и меценату Александру Назарову, десятки замечательных произведений Гарифа Басырова выставлены в Липецке, в Галерее Назарова. Нам повезло. Грешно упустить такой случай, земляки!

Выставка «СПЯЩИЕ. Графика »

Ещё о выставке

Итоги недели
13 июн 2016
Евгения Ионова: «Выставка картин Гарифа Басырова в Галерее Назарова носит название «Спящие»»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня
По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня
По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля
По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!