Пчельников Игорь
Образ пространства
Апрель 2014
«Ощущения подскажут путь»
Липецкая газета, Май 2014

Роман Хомутский

«Ощущения подскажут путь»

Липецкая газета, Май 2014

Роман Хомутский

Спешите! В галерее Назарова последнюю неделю работает уникальная авторская выставка одного из выдающихся мастеров, сыгравших важную роль в обновлении советской художественной культуры ещё в 60-х годах ХХ столетия. В гостях у липчан – художник Игорь Владимирович Пчельников.

Писать о персональной экспозиции здравствующего классика отечественного искусства непросто. Поскольку нет никакой возможности перещеголять в сочности эпитетов многочисленных экспертов, посвятивших Игорю Владимировичу Пчельникову страницы своих трудов.

Любая характеристика из наших уст прозвучит сухо и неполно, поэтому мы доверим право представить мастера нашему авторитетному консультанту – искусствоведу, члену-корреспонденту Российской академии художеств, заслуженному работнику культуры РФ Татьяне Ивановне Нечаевой:

– Игорь Владимирович Пчельников принадлежит к плеяде выдающихся мастеров, вошедших в историю отечественного монументального искусства. Монументалистика требует особого чувствования пространства, лаконизма и внятности живописно-пластического высказывания, высокой меры ответственности. С этими же критериями Пчельников подходит и к станковому творчеству, ставшему сегодня основным полем его деятельности. Для художника неприемлемы компромиссы, всякая искусственность непереносима. Он бежит от неё к простоте, шершавости, ломкости, о которую можно занозить душу. Произведения Пчельникова рождаются в едином процессе переживания-мышления-делания, в ходе которого решаются и стилевые проблемы. Большое место в творчестве Игоря Владимировича занимают трёхмерные композиции, как связанные с живописью, так и самостоятельные. Эту существенную часть своих устремлений художник сравнивает с «поисками наощупь пространства». Разделяющее и связующее, внешнее и внутреннее, пустое и наполненное, оно позволяет предмету выразить себя, а человеку – ощутить метафизичность бытия.

Инициатива проведения выставки «Образ пространства» принадлежит Александру Назарову – владельцу галереи. Честно говоря, визуальный эффект и эстетическое впечатление от воссозданного в галерее «Пространства» настолько велики, что оставляют созерцающего эти странные экспонаты бессловесным, буквально оцепеневшим. Словно попадаешь в какой-то особенный, новый, причудливый мир. В трёхмерной среде, как в сложном литературном тексте, сплетаются образы из самых разных областей человеческого бытия. «Что автор хотел этим сказать?!» – только и проблеснёт единственный вопрос в остановившемся потоке сознания. И ответ не замедлит возникнуть прямо из напряжённого, густого окружающего воздуха. Только для каждого – свой. Мы аккуратно осведомляемся у виновника изобразительного торжества, что же он подразумевал под подобным буйством формы.

– Для меня это первая выставка, состоящая исключительно из пространственных вещей, – тихо и задумчиво объясняет мудрая сова в образе Игоря Владимировича Пчельникова, известнейшего московского художника. – Весь прошедший год я думал о будущей экспозиции, сделал несколько новых работ. Меня не интересует станковая живопись как таковая, хоть я и пишу картины. Привлекают, прежде всего, идущие от холста пластические импульсы – излучение вовне. Поэтому важно, чтобы выступы рельефа в совокупности с изобразительными элементами образовывали единое пространство, где все детали композиции подчинены друг другу. Наверное, это связано с моими прежними занятиями монументальным искусством, а оно как раз и построено на трёхмерном отображении. Большой объём формирует вокруг себя пространство. Для меня принцип «чем больше, тем лучше» – не приоритет. Масштаб действует «наружу» и имеет значение. Тонких кистей я не употребляю. Новые тоже крайне редко оказываются в моём арсенале. Все эти выполненные с фотографической точностью изображения – не для меня. А всё, что выносят волны в пространство с холста, – да! Причём у меня нет готовой схемы в голове, как всё это сделать. Лишь ощущения подсказывают верный путь.

– Действительность вы чувствуете довольно остро, что отлично видно по представленным в экспозиции произведениям. Со временем вы явно на короткой ноге и очень метко преломляете в своих работах современные, прежде всего социальные, реалии. Должно ли искусство отражать эпоху и является ли ваше творчество её метафорой?

– Во мне живёт классовая определённость, классовое чутьё, если хотите. Так распорядилась сама жизнь. Я по отцу – дворянин. Дед был очень высоким военно-морским чином в Севастополе, многие родственники служили морскими офицерами и были расстреляны. Отец и его брат – царские офицеры. Отец дважды сидел, так что я – самый настоящий сын врага народа. Это клеймо со мной с детства и никуда по сию пору не делось. Уже сто лет слово «интеллигенция» считается бранным, а для меня воплощением позора выступают те, кто интеллигенцию бранит.

Я помню эпоху Сталина, ребёнком видел войну, оккупацию. Мне исполнилось десять лет, когда Германия напала на СССР, и фронт проходил всего в восьмидесяти километрах от нашего дома в Западной Украине.

Из правителей, что я пережил, единственной светлой персоной в моих глазах остаётся Горбачёв. Правда, я «изменил» ему, последовав за Ельциным… Но вернёмся в 1962 год. Тогда Никита Сергеевич Хрущёв устроил разгон выставки авангардистов-шестидесятников в Манеже. Существенный момент в истории советского изобразительного искусства. В том числе и для меня, хотя я и не почитаю себя ярким представителем «шестидесятничества». Интересная деталь: когда пошла борьба против этого поколения художников, гонения не коснулись Николая Андреевича Андронова. Он очень обиделся и немедленно вклинился в течение – успокоился только когда стали бранить в прессе. Мне кажется, 1960-е годы дали очень продуктивный творческий импульс современникам. Например, замечательный живописец Павел Фёдорович Никонов, чей талант раскрылся в ту пору, и сегодня выставляется и считается непререкаемой величиной. Он среди тех мастеров, на кого я молюсь, так же, как и Андрей Владимирович Васнецов, Николай Андреевич Андронов. Что касается современного искусства, на мой взгляд, с визуальной точки зрения оно ново, но – не пластически. Мне же интересна именно пластическая борьба геометрии с органикой: на холсте ли, в объёме… Попытка пластическими средствами выразить напряжённость жизни, её трагизм или обыденность – так бы я мог охарактеризовать суть своих творческих исканий.

– В ваших работах явственно прослеживаются отсылки к Евангелию. В каком качестве выступает религия в вашем творческом и философском дискурсе?

– Религиозная тема в моих работах приобретает скорее символический характер. Несение креста – это и есть метафора жизни. Завораживает и образ Голгофы. В широком смысле мне представляется толпа, которая кричала: «Распни его!». На вопрос Пилата толпа отвечала призывом пощадить Варавву. А сейчас что? Кого пощадить? Бывшего министра обороны Сердюкова? Всё повторяется, всё воспроизводится. Это связь прошлого с настоящим – через религиозную концепцию.

– Часто художники говорят так: моё искусство – отражение моего внутреннего мира или же моего отношения к действительности. Вы препарируете мотив противоборства художника и государственной машины, художника и церкви. То есть вещи отнюдь не абстрактные, а вполне осязаемые, конкретные.

– Понимаете, государство при Сталине, допустим, пыталось руководить искусством, но в то же время даровало свободу, которой я мог пользоваться. Несмотря на протест, при коммунизме нам многое удавалось сделать. В конце концов в 1974 году мы с супругой оформляли посольство СССР в Париже. Большой банкетный зал с большими скульптурами на тему дружбы народов. Сейчас того государства нет, но в росписи сохранились Украина, Прибалтика… Таким образом, произведение изобразительного искусства приобретает качества наследия истории, достояния и ценно уже даже не само по себе, но исторически, как атрибут эпохи. Для меня искусство высочайшего порядка – религиозное, и рассредоточено оно по древним городам нашей державы: Новгород, Псков, Яро­славль… Искусство испокон веку централизовалось в городах. Взять хоть Москву и Санкт-Петербург – две жемчужины, но сколь велика разница между ними! Владимирская живопись, Урал со своим уникальным лицом, Вологда – везде неповторимое своеобразие! Самостоятельность важна для продолжения и развития традиции. Общность должна быть, но – в совокупности разного. Также и в индивидуальном творчестве. Искусство – религиозно в своей основе. И каждый творец создаёт здесь собственный пластический храм. Андронов, например, сумел пора­зить меня своей Россией – индивидуальной её проекцией. Художнику удалось гениально изобразить рельеф своей родины – с её «драгоценной грязью». Залюбуешься! Я автомобилист с огромным стажем – меня волнует состояние дорог. Много картин написано в дороге, в том числе по пути в Липецк. Сейчас мне вновь довелось прокатиться в ваши края – на сей раз по новой качественной платной федеральной трассе. Ехать удобно, но до безобразия скучно и писать нечего! Заснуть хочется от скуки! Обратно я собираюсь возвращаться другим маршрутом – в объезд. Несколько лет назад я, взяв машину напрокат, совершил путешествие от Рима до Венеции – тоска невероятная. Тоннель – эстакада – прямая магистраль. А у нас – на тебя плывут холмы, земля движется, как океан! Так что назад в Москву – только старой дорогой! .

Выставка «Образ пространства»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Лицо свободы»
Липецкая газета. 15 июня
По выставке «Лицо свободы»
Итого недели. 11 июня
По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля
По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта

По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта

По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Забытый классик. Графика»
Липецкая газета. Август 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!