Добров Матвей
Забытый классик. Графика
Август 2014
«Тихий художник громкого времени»
Липецкая газета, Август 2014

Андрей Снегов

«Тихий художник громкого времени»

Липецкая газета, Август 2014

Андрей Снегов

Произошло маленькое, а может, и не такое уж маленькое, чудо: считай, сразу после вызвавшей большое внимание выставки в Третьяковской галерее сто с лишним офортов и рисунков тонкого, виртуозного мастера Матвея Доброва прямиком отправилось в Липецк. Разрыв в пару месяцев понадобился, чтобы Галерея Назарова сумела приготовиться к их показу.

Экспозицию назвали «Забытый классик». Возможно, не очень точно. Доброва не забыли после смерти, а не заметили при жизни. Знатоки понимали, какой он великолепный художник. Но время его проглядело.

Он был тихий человек, не ждавший аплодисментов и лавров, поскольку получал свою долю радости от самого труда, от свободного и тем не менее ювелирно точного движения острой иглы по металлической пластинке или пера, карандаша, угля — по листу бумаги. Из этого движения рождались образы людей и животных, цветов и грибов, парижских площадей и калужских улочек, мир повседневный, узнаваемый, увиденный с теплотой и сердечностью.

Впрочем, эпоха, которая стала для Матвея Алексеевича судьбой, как раз повседневность не больно жаловала. Помните: «трудовые будни праздники для нас»? А у Доброва-то жизнь как жизнь. Его героини шили или стирали в тазиках на тесной кухне, его герои чинили крышу деревенского сарая или шли за плугом. И никакого пафоса, экстаза, никаких «даешь!», «догоним!», «перегоним!», «вперед и выше!». Ему, похоже, в равной мере были чужды и надежды на тотальное революционное преображение России, и эпатажные, провокативные, опять же безоглядно революционные опыты собратьев по творческому цеху, авангардистское ниспровержение основ и традиций.

Матвей Добров родился, подумать только, при императоре Александре II, а умер, когда Хрущев обличал культ личности Сталина. Неудивительно, если в несмолкающем грохоте перемен нефорсированный, мягкий голос художника мало кто слышал. Что Доброва, скорее всего, не печалило. Он в полном смысле слова был родом из девятнадцатого века. Того самого, что, по словам известного культуролога и публициста, уж слишком верил в учебник, задачник, справочник, энциклопедию, таблицу Менделеева. Но художнику не хотелось отрекаться от старомодных пристрастий к науке, просвещению, кропотливому изучению природы, он не поддавался магии шумных деклараций, пышных декораций, черных квадратов, мистических прорицаний и машинных ритмов. Когда он рисовал собак, лошадей, птиц, этими его рисунками можно было смело иллюстрировать книги по зоологии. Его грибы и цветы так и просились на страницы трудов ботаников. Но при этом он умел добавить к ним нечто, какой-то свой особый добровский фермент, который наделял гравюру или карандашный рисунок поэзией, юмором и духом любовного родства с природой.

Нет, он не был холодным академистом, консерватором, эпигоном классического реализма. Для этого его дар чересчур живой, подвижный, реактивный. Назло (я, кажется, выбрал неудачное слово; в полном соответствии со своей фамилией интеллигентный и человечный Добров органически не мог делать что-то назло, вопреки) — так вот, не назло, а невзирая на модернистские поветрия, график активно экспериментировал ради совершенствования реалистической манеры. Он с младых ногтей увлекся различными, нередко сложными техниками офорта. Осваивал их неустанно и азартно. Для этого ездил в Париж, откуда привез пленительные пейзажи и завидное владение ремеслом. Такой творческий арсенал позволял ему находить впечатляющие решения и подходы к изображению. Его произведения то игольчато отчетливы и остры, то вдруг размыты, похожи на тающие облака, а вернее — захваченные врасплох и поспешно исчезающие сновидения. Если будете на добровской выставке, вглядитесь в почти бесплотные фигуры и цвета его работ на библейские сюжеты.

И все-таки он существовал в абсолютно реальном времени и пространстве. Его не минули соблазны стилизации, обаяние древнего и вечного Востока. Но в отличие от авангардистов, обожавших, к примеру, грубый африканский примитив, он отдал должное изяществу, изысканной красоте египетского канона. И, допустим, в чем-то следуя ему, создал, на мой вкус, лучшие портреты танцующей Айседоры Дункан. А в годы Великой Отечественной ­войны Добров сурово и строго запечатлел фрагменты трагического столкновения с фашизмом. Его «Гроза прошла» — пейзаж с искалеченным снарядами лесом и грудой подбитой, мертвой вражеской техники — воспринимается не только как документ, но и как символ героической стойкости, русской силы, победившей силу бесчеловечного зла. Камерность не помешала внятному творческому и патриотическому высказыванию мастера.

Хорошая выставка — неизменно плод не расчета, не жесткого планирования, а любви. Экспозицию Матвея Доброва в Третьяковке многие годы готовили влюбившиеся в его графику искусствоведы Оксана Карлова и Нина Маркова. Как будто бы случай, стечение обстоятельств свели с ними их липецкую коллегу Татьяну Нечаеву и владельца галереи Александра Назарова. Однако липчане почувствовали всю прелесть творчества Доброва. И уже не могли отказаться от идеи показать экспозицию землякам. И вот теперь она у нас в городе. Негромкий и чистый голос большого мастера звучит на нашей земле.

Выставка «Забытый классик. Графика»

Публикации в прессе о выставках в галерее

По выставке «Один из лучших»
Липецкая газета. 27 апреля
По выставке «Мой сад (живопись)»
. 24 марта
По выставке «Мой сад (живопись)»
Итоги недели. 19 марта
По выставке «Чёрный фон. Работы на бумаге»
Липецкая газета. 17 февраля

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Итоги недели. 1 января

По выставке «Зимки. Живопись и графика из частных коллекций»
Липецкая газета. Декабрь 2017

По выставке «Скульптура, графика»
Итоги недели. Ноябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Липецкая газета. Октябрь 2017

По выставке «Деревянные небеса»
Итоги недели. Октябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Липецкая газета. Сентябрь 2017

По выставке «Верность принципам»
Итоги Недели. Сентябрь 2017

По выставке «Приношение»
Липецкая газета. Август 2017

По выставке «Люблю синее и зеленое»
. Июль 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Липецкая газета. Май 2017

По выставке «Калейдоскоп-3»
Итоги недели. Май 2017

По выставке «Далекое-близкое»
Липецкая газета. Апрель 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Итоги недели. Февраль 2017

По выставке «Сад воспоминаний»
Липецкая газета. Февраль 2017

По выставке «Формула искусства»
Липецкая газета. Ноябрь 2016

По выставке «Формула искусства»
Итоги недели. Ноябрь 2016

По выставке «МОСКОВСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ и линогравюра 1970-2010 годов»
Липецкая газета. Сентябрь 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «ВИКТОР СОРОКИН. ЮРИЙ ГРИШКО. ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ. Живопись, скульптура»
Липецкая газета. Июль 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Липецкая газета. Июнь 2016

По выставке «СПЯЩИЕ. Графика »
Итоги недели. Июнь 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Липецкая газета. Май 2016

По выставке «СОРОКИНСКИЕ ВЁСНЫ. Произведения живописи Виктора Сорокина из частных коллекций»
Итоги недели. Май 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Липецкая газета. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Итоги недели. Март 2016

По выставке «Между двумя бесконечностями»
Культурный сайтик. Март 2016

По выставке «Подмосковье»
Липецкая газета. Февраль 2016

По выставке «Подмосковье»
Культурный сайтик. Февраль 2016

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Липецкая газета. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Most.tv. Декабрь 2015

По выставке «Коллекция Анатолия Нехорошева. Избранное. К 75-летию коллекционера»
Культурный сайтик. Декабрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Связь времен»
Липецкая газета. Октябрь 2015

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Август 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Графика»
Липецкая газета. Июнь 2015

По выставке «Художник книги. Графика»
Липецкая газета. Май 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Реальности пространственного света. Живопись, акварель»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Восходит солнце, и заходит солнце…»
Липецкая газета. Март 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Январь 2015

По выставке «Библейские холмы»
Молодежный вестник. Декабрь 2014

По выставке «Библейские холмы»
Культурный сайтик. Декабрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Из книги странствий. Живопись»
Липецкая газета. Ноябрь 2014

По выставке «Живопись, Графика. К 80-летия со дня рождения»
Липецкая газета. Октябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Сентябрь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Мост ТВ. Июль 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Культурный сайтик. Июнь 2014

По выставке «Посвящение Иллариону Голицыну»
Липецкая газета. Июнь 2014

По выставке «Образ пространства»
Липецкая газета. Май 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Светлое Воскресенское. Керамика»
Липецкая газета. Март 2014

По выставке «Живопись, графика. К 90-летию художника»
Культурный сайтик. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Февраль 2014

По выставке «Живопись»
Липецкая газета. Январь 2014

По выставке «Полдень года. Живопись, графика»
Культурный сайтик. Декабрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Культурный сайтик. Ноябрь 2013

По выставке «Скульптура, живопись, графика»
Липецкая газета. Ноябрь 2013

+7 (4742) 271 282

nazarov.gallery@mail.ru

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!