Павел Никонов – один из основоположников «сурового стиля»: его полотна «Рыбаки» (1959), «Наши будни» (1960), «Геологи» (1962), «Смольный – штаб Октября» (1966) стали классикой искусства «оттепели». …
Павел Фёдорович Никонов — советский и российский живописец и график, народный художник РФ, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, академик Российской академии художеств. Профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова (1998-2006). Кавалер Ордена Почета, Ордена «За служение искусству» Российской академии художеств. Родился в Москве 30 мая 1930 года. Окончил Московский Государственный Академический Художественный Институт им. В.И. Сурикова. Произведения представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи и других музеях России, а также за рубежом.
Павел Никонов – один из основоположников «сурового стиля»: его полотна «Рыбаки» (1959), «Наши будни» (1960), «Геологи» (1962), «Смольный – штаб Октября» (1966) стали классикой искусства «оттепели».
Художники сурового реализма стремились к отображению жизни без идеализации и пафоса. В поисках нового образно-пластического языка они обратились к искусству 1920-1930-х годов. В их произведениях форма имела особое значение, они возвратили единство формы и содержания. Период творческой свободы был недолгим, но вызвал необратимые изменения в искусстве – открыл путь к развитию новых средств художественной выразительности, формированию художнических индивидуальностей. Родоначальников направления объединяло многое – честность, ответственность, однако каждый из них ставил перед собой собственные задачи.
Павел Никонов, не найдя в Москве близкой ему темы, в 1972 году открывает для себя деревню Алексино под Клязьмой, где встречается с подлинной жизнью села – скудной, необустроенной, больной. С весны до поздней осени он живет и работает в Алексино. В течение полувека на глазах художника разрушается и уходит то, что оставалось от русской деревни, безвозвратно исчезает с лица земли фундаментальная основа крестьянской жизни. Экзистенциальные проблемы, изначально лежавшие в основе его творчества, здесь были явлены с особой остротой. Никонов пишет простые сценки из жизни, видя в них философские смыслы. Его живопись набирает экспрессию – в колорите, манере темпераментного свободного письма. Работы наполняются мощной энергией.
Тема деревни в творчестве Никонова по большому счету – метафора глобальных цивилизационных преобразований на планете. Их масштаб сопоставим лишь с библейским. Никонов нередко обращается к текстам Писания. Язык его столь же прост и лаконичен, он огрублен и суров. Художник не скрывает аллюзий, общаясь с великими предшественниками. Отказ от традиционной изобразительности, обращение к наивно-безыскусному, детскому или архаическому рисунку сокращает дистанцию от сердца до холста. Он пишет и рисует стремительно, сохраняя накал переживаний. Его живопись – драматическая стихия, родственная стихии природы.
Галерея Назарова экспонировала выставки целого ряда художников-шестидесятников – А. Васнецова, Д. Шаховского, Н. Жилинской, И. Пчельникова, Г. Дервиза, И. Лавровой, Г. Захарова, А. Марца, О. Кудряшова. Они стали вехами в истории галереи и культурной жизни Липецка. Таким же важным и долгожданным событием является выставка Павла Никонова. На ней представлены работы в пастели, акварели, темпере, созданные в последнее десятилетие. С глубокой благодарностью мы приняли их из рук Павла Федоровича.
Татьяна Нечаева
Павел Фёдорович Никонов — советский и российский живописец и график, народный художник РФ, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, академик Российской академии художеств.