Александр Царёв – художник абсолютной правдивости. Он рассказывает о жизни искренне и просто, прямым текстом. В поле внимания живописца попадают сугубо бытовые мотивы – бессюжетные и жанровые. Но его видение и формотворчество вдруг сообщают обыденным эпизодам художественную и бытийную значимость. …
Александр Царёв (1941-2016) – художник абсолютной правдивости. Он открыт жизни, открыт огромному пространству искусства. Большую роль в его профессиональном становлении сыграло тесное общение с кругом московских художников, начинавших с пост-оттепельного «сурового стиля». Ему довелось работать с крупными мастерами-монументалистами ещё вхутемасовской обоймы – Б. Чернышёвым и В. Элькониным, и следующего поколения – А. Васнецовым, Н. Андроновым, Д. Шаховским. Их творчество, принципы и предпочтения в искусстве оказали сильное влияние на А. Царёва.
От некоторых его живописных работ веет духом ВХУТЕМАСа, с его пониманием общих пластических законов разных эпох и интересом к европейскому искусству конца XIX – начала XX столетий; в иных вещах сквозят тенденции 1920-30-х годов. Царёв словно пользуется богатым наследием, как инструментарием, создавая собственный художественный мир.
И всегда, при этом, есть в А. Царёве чистота и непосредственность, с какой он воспринимает и высокие образцы мастеров прошлого, у которых он упорно учится, – и саму окружающую будничную реальность. Он рассказывает о жизни искренне и просто, прямым текстом. В поле внимания живописца попадают сугубо бытовые мотивы – бессюжетные и жанровые. Но его видение и формотворчество вдруг сообщают обыденным эпизодам художественную и бытийную значимость. Он пишет сцены из жизни коммунальной квартиры – задумавшаяся у кастрюли женщина, развешанное на кухне белье, читающий письмо старик, приготовление ко сну, человек у телевизора… И запечатленные моменты обретают метафизический смысл. Они монументальны по структуре, лаконичны, бессуетны, пластически цельны. Таковы же и незамысловатые натюрморты из привычных человечьих вещей. Колорит таких картин скуп и гармоничен, Царёв предпочитает работать на сближенных тонах земляных красок или использует несколько контрастных цветов в выверенных живописных сочетаниях. Жанровые сюжеты отличаются заинтересованным, подробным рассмотрением и рассказом, персонажи переданы в действии, динамично, чуть ли не по-детски простодушно. В то же время композиции выстроены безукоризненно строго. Пейзажи непритязательных московских парков и полугородских окраин раскрывают душевную близость художника к природе и сопричастие ей – так знающе, сочувственно и любовно они написаны.
Графический «лесной» цикл Царёва – особое явление. Об этом точно сказал Д.М. Шаховской: «…Мало кто из художников решается изображать не кадры и мотивы, а лесную чащу не со стороны, но пойти прямо вглубь и оттуда попытаться создать ритмически пространственные аккорды. Тут ведь можно за деревьями леса не увидеть. Успех почти невозможен. И все же многое достигнуто».
А. Царёв успешно работал в монументальном искусстве – в техниках мозаики, витража, металла. За участие с группой коллег во внутреннем художественном убранстве московского храма Спаса-Преображения в Тушино он удостоен Государственной премии РФ 1994 года. Выставка представляет лишь часть творческого наследия Александра Ивановича Царёва, мастера, честно сказавшего свое слово в искусстве. Галерея приносит глубокую благодарность московскому художнику Ивану Дмитриевичу Шаховскому за его сотрудничество в организации настоящей выставки.
Татьяна Нечаева, искусствовед
Александр Царёв (1941-2016) – художник абсолютной правдивости. Он открыт жизни, открыт огромному пространству искусства.