В день открытия выставки зимних пейзажей Виктора Сорокина за окнами Галереи Назарова пошел снег. Декабрь, до того хмурый и дождливый, похожий, скорее, на октябрь или ноябрь, вспомнил вдруг, что осень давно кончилась и его дело — выбелить, наконец, раскисшую от слякоти землю и взбодрить всех для начала хотя бы легким морозцем.
— Есть такая народная примета, — шутливо сказала искусствовед, создатель новой сорокинской экспозиции Татьяна Нечаева. — Хочешь поторопить наступление запоздавшей весны, лета или зимы, сделай выставку соответствующей сезонной живописи и графики.
Подобно пушкинской Татьяне, что русская душою, любила русскую зиму, большой русский художник Сорокин испытывал подъем и вдохновение, когда городские площади и деревенские проселки, балки, перелески, поляны покрывал снег, а в воздухе, будто воспоминания о детстве, ощущались новогодние и рождественские запахи хвои, мандаринов, близкого праздника.
Эту выставку владелец галереи Александр Назаров и его арт-директор Татьяна Нечаева назвали по-детски просто — «Зимки». Они отобрали для нее мало знакомые публике сорокинские произведения из частных коллекций. Их не смущает, что мотивы картин и акварелей нередко повторяются. Допустим, зритель обнаруживает несколько натюрмортов, где под окном как попало расставлены бутылки и бокалы, а сквозь стекло над ними распахивается просторный, холодный, чистый то ли январский, то ли февральский мир. Да и сам художник охотно варьировал одни и те же мотивы. Он дорожил едва заметными отличиями, нюансами, изысканными цветовыми оттенками, а главное — менявшимся настроем души.
На многих полотнах мастера царят опять-таки пушкинские мороз и солнце. Вот, к примеру, трогательные тонкие березки, что беззащитно и бесстрашно стоят под высоким небом на холодной опушке, просвеченные лучами. Смотрятся они красиво, поэтично, свежо. Однако, как ни удивительно, Виктора Семеновича больше радовал какой-нибудь сумрачный, несолнечный денек. Он так и говорил: «Больше люблю серый день: ничего нет, а все есть».
Это сорокинское «ничего нет, а все есть» и отличает взгляд настоящего художника от нашей с вами зрячей слепоты. Мы ждем Саврасова, Левитана, Сорокина, чтобы они промыли наши глаза, заставили уловить прелесть обыденного, неброского, будь то всего-навсего тропинка, протоптанная в сугробах на узкой елецкой улочке, или сельское подворье с лошадками, собаками, курами. Мудрое созерцание гармонии. Благодаря ей даже сдержанность, скупость цветовых сочетаний рождает щедрое сопереживание.
Кстати
Работы, представленные на выставке, создавались на протяжении полувека. И чем старше становился художник, тем меньше интересовали его подробности и детали, тем экспрессивнее ложились мазки, тем смелее доверялся мастер своей поразительной интуиции. Словом, писал как бы следуя пастернаковской формуле: «чем случайней, тем вернее». Таков, вероятно, закон высочайшего, уже запредельного мастерства, когда оно больше не нуждается в каких-то усилиях, а проявляется легко и свободно.