Выставка картин Гарифа Басырова в Галерее Назарова носит название «Спящие». На самом деле, каждого, кто придёт посмотреть на работы мастера, она, безусловно, разбудит
«Спящие» – это название одного из крупных тематических циклов, которые за свою не очень-то долгую творческую жизнь создал Гариф Басыров. В Галерее Назарова представлены также графические работы из серий «Архаика», «Ветер», «Диалоги», «Космос», «Люди с грузом», «Нарцисс», «Пригород». И в каждой – человек, басыровский герой, которого раньше считали ироническим шаржем на «совка», индивидуума без личности, эмоций и будущего. Без Любви.
– Но время прошло, и оказалось, что «совок» с распадом советской системы никуда и не ушёл, его типаж можно встретить повсюду,– утверждает искусствовед, куратор выставок Галереи Назарова Татьяна Ивановна Нечаева. – Почему мы все работы объединили под названием «Спящие»? Пожалуй, именно оно лучше всего выражает содержание всех серий Гарифа Басырова: перед нами человек внутренне оцепеневший, неукоренившийся, податливый ветру, согбенный под тяжестью груза… И только ли это наш соотечественник? Быть может, это вообще обитатель планеты Земля? Гариф Басыров – художник феноменальный! И хотя он обладал мировой известностью и высшими наградами, присуждёнными ему на множестве международных выставок и биеннале, на Родине не имел ни званий, ни членства в Академии художеств. Он жил только искусством, блистательно проявил себя как график, иллюстратор, скульптор, автор инсталляций.
– Художника такого уровня в мире сегодня встретишь редко, – считает скульптор, народный художник Российской Федерации, академик Юрий Дмитриевич Гришко. – По-моему, Гариф Басыров хорошо понимал, почему Господь не даёт человеку жить нормальной жизнью – слишком уж грешно и горделиво людское племя, разрушающее всё, что попадается ему на пути. Художник прекрасно осознавал и транслировал проблемы взаимоотношений человека и общества, человека и Космоса, кратковременность и трагичность его пребывания на Земле. И призывал своим творчеством человека стать человеком! К сожалению, при жизни Гариф Басыров не был отмечен званиями, зато сегодня мы можем воздать ему должное – поставить на месте его рождения огромный – в стиле Басырова – монумент.
Гариф Басыров родился в 1944 году в АЛЖИРе. Только не в тёплой североафриканской стране на берегу великолепного Средиземного моря. Басыров появился на свет хоть и на «острове», но далеко от всех морей, в суровой, почти лишённой ярких красок казахстанской степи – в Акмолинском лагере жён изменников Родины, считавшемся третьим «островком» ГУЛАГа. И этим всё сказано. Хотя… Супруга художника Инна Литвин говорит, что детские годы, проведённые за колючей проволокой, мужу никогда не осложняли жизнь.
– Гарик был невероятно чувствителен, он никогда, конечно, не забывал об особенностях своего рождения, но никакой рефлексии по этому поводу у него не было, – констатирует Инна Оскаровна. – А если учесть, что половина его крови – татарская, то и отношение к степи у него было очень личное. Всё в совокупности и наложило отпечаток на его характер, на взаимоотношения с людьми и с миром. Он был мыслящим человеком, очень интересным, обаятельным, деятельным, с ярким и неординарным чувством юмора, способным воспроизводить и реализовывать самые сумасшедшие идеи. Ему было важнее сделать, чем поговорить. Он не стремился в большие компании, хорошо чувствовал себя дома. Мы с ним были не только супруги, прожившие около сорока лет вместе, коллеги. Мы оставались почти с детства и по последний день его жизни преданными друзьями-единомышленниками! Поэтому мне легко говорить от его имени. Его одиночество не было тотальным, ему просто так хорошо жилось и работалось. При этом Гариф не был диссидентом, гонимым и непризнанным художником. Он прожил вполне благополучную жизнь, остро откликался на всё, что происходило вокруг нас, в стране. И если бы Гарик сейчас был среди нас, могу себе представить, как бы наша современность отражалась в его работах.
После АЛЖИРа в биографии Гарифа Басырова была Украина и затем Москва. В 1957 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте, где и познакомился с Инной Литвин. Затем учёба на художественном факультете ВГИКа. Дипломная работа – эскизы к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». С 1960-х годов художник принял участие более чем в 200 выставках в России и за рубежом, получил свыше 30 призов и дипломов на международных конкурсах. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия работал во Франции, чуть позднее стал членом Международной федерации художников.
Один из друзей Гарифа Басырова Сергей Бардин писал: «Он прививал нам вкус к своему времени. Ведь и поныне мы непримиримы к своему городу, социальной системе, правительству, элитам. Они нам кажутся недостойными наших высоких помыслов. Басыров отлично видел, что других городов, других пятиэтажек, заросших тополями, других людей, других любвей для нас не будет. А будут только те, что есть. И с этим придётся жить, выискивая погасшие искры фейерверков среди пыльной городской травы. Это многим не понравилось. Хотелось всяческого «фэнтези». Но вместо фантастики жизнь протекала, как крыша, — между пальцами утекали целые судьбы».
Тем, чьё детство пришлось на агонизирующую советскую действительность или кто родился позже, уже сложно объяснить то время. А вот заглянуть в себя через призму басыровского типажа, преломиться сквозь его грани и понять прошлое и настоящее – очень даже возможно. Нужно только быть честным, и в первую очередь – с самим собой.
– В японской эстетике термин «ваби-саби» буквально переводится как нежелание находиться в обществе своего времени. Это очень подходит к творчеству Гарифа Басырова. Моя первая встреча с произведениями художника состоялась в Вильнюсе в… очереди к кассе на вокзале, – вспоминает культуролог, педагог Андрей Рюрикович Ломоносов. – Передо мной в толпе стояла женщина и читала журнал «Химия и жизнь», который в то время был очень популярен даже среди людей далёких от химии и всякой другой науки, потому что там печатались иллюстрации Гарифа Басырова. Женщина оказалась Натальей Леонидовной Трауберг – это человек, многое сделавший для отечественной культуры, переводчица, дочь известного режиссёра Леонида Трауберга. Журнал она мне, кстати, потом подарила. Меня уже тогда поразила неангажированность рисунков Басырова. Безусловно, творчество этого художника не принадлежит тому времени, в котором он творил. Он обладает неразовой интонацией. Всё настоящее в искусстве способно находить верный тон, интересный и понятный спустя многие годы. Василий Васильевич Розанов говорил: «Стиль есть то, куда Бог поцеловал вещь». Божественный поцелуй в творчестве Гарифа Шариповича ощущается с необыкновенной силой.
Учёные утверждают, что время сжимается. Современному человеку, суетному обывателю мало даётся возможностей, поводов, чтобы остановиться и подумать, поразмышлять над бытием, ответить на поставленный вопрос и сформулировать свой. Басыров позволяет привести пульс в порядок, отдышаться, всмотреться в себя и вступить в диалог, если не с автором, то с самим собой.
– Гариф очень любил диалоги, искал в них смыслы, и, конечно, это не было для него простой болтовнёй двух людей, – говорит Инна Литвин. – Мне кажется, что творчество художника – повод для личного размышления каждого, кто соприкасается с его картинами. В искусстве самое главное, самое важное – то, что невыразимо. Гарик обладал большим запасом невыразимого. Он был склонен к мистике. Я тоже стала замечать такую таинственную вещь: жизнь его работ продолжается, несмотря на уход автора. С картинами всегда так: они либо умирают, либо открываются новыми гранями. Думаю, что его время вообще ещё не пришло, работы мужа предстоит оценить по достоинству. Он был человеком независимым, следовал принципу Пастернака: быть знаменитым некрасиво, считал, что «пораженья от победы ты сам не должен отличать»… После смерти Гарифа я решила делать только персональные выставки и только там, где самому мужу было бы не стыдно выставляться. Липецк неожиданно для меня стал именно таким местом. В галерею Александр Назаров привёз меня ночью, в небольшом пространстве при приглушённом свете в окружении работ мужа я почувствовала себя как в сказке. Двенадцать лет я живу без Гарика, работаю. Но по-настоящему оживаю, когда случаются вот такие выставки.
В Липецке работы Гарифа Басырова выставляются уже в четвёртый раз. Впервые с его творчеством липчане познакомились через год после ухода художника из жизни – тринадцать лет назад. Накануне своего шестидесятилетия, в мужской праздник 23 февраля 2004 года Гариф Басыров умер… за чашкой чая. Они с женой Инной Литвин сидели дома и строили планы о предстоящем юбилее…
…В американском фильме «Неспящие в Сиэтле» маленький мальчик хочет найти новую маму и соединить сердца своего отца и пока незнакомой ему женщины – журналиста из Сиэтла. Гариф Басыров нас тоже не знает, но посредством своей графики также хочет нас соединить: друг с другом, со временем, с действительностью, с нашим прошлым и будущим, с самими собой. Его одиночество зрителю передаётся, более того, через его образы можно войти в контакт со своим одиночеством. И каждый понимает: степень оставленности зависит от него самого. Как и момент пробуждения к жизни. Не проспать бы…