Март 2015
Предвесенний триптих
Роман Хомутский
Липецкая газета
Статья о выставке

Год культуры вроде бы уже и прошёл, а в областном центре – то ли по инерции, то ли действительно вошло в привычку – продолжают потчевать публику культурными событиями.

Слыть культурным человеком в Липецке непросто: надо обладать известной выносливостью, чтобы успеть за один день на открытие трёх художественных экспозиций. Отдел культуры «Итогов недели» на февральскую хандру пожаловаться может, но вот выносливости нам не занимать. Только ею да искусством и спасаемся. Помогает. Вот вам наш рецепт: три выставки в день – и тоски как не бывало. Вперёд, в галереи!

Разница между «ура!» и «ах!»

Люди XXI века лишены двигательной активности и физических нагрузок – так считает наша первая героиня. Так что не ленитесь, поднимайтесь и – марш в галерею Назарова, где открылась уникальная по содержанию и невыразимая по красоте персональная экспозиция московского мастера живописи Марии Красильниковой. Мария Владиленовна прежде всего известна своими монументальными произведениями, многие из которых мы с вами минуем на улицах Москвы и других городов, даже не подозревая, кто автор. Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, Мария Красильникова унаследовала талант представителей известной столичной художественной династии и сама немало приумножила славу фамилии. Сегодня её главное увлечение – живопись. В Липецк Мария Владиленовна привезла серию композиций с размышлениями на тему библейских и евангельских мотивов. В них органично переплетаются сегодняшние и библейские события, побуждая зрителя к размышлениям о природе человека, и прежде всего о себе.

– Художница по-своему решает жанр картины, давая ему новое дыхание, – рассказывает искусствовед Татьяна Нечаева. – Она смело фрагментирует изображение, акцентируя внимание на главном. Красильникова разделяет и объединяет фрагменты с помощью пространственных конструкций, отчего персонажи и элементы библейских повествований, не теряя связи с контекстом собственной эпохи, переносятся в нашу действительность, а сцены нынешней жизни обретают метафизические смыслы.

– По сути дела, вся европейская философия и культура с той или иной степенью достоверности цитирует первоисточник – Библию, – вторит автор выставки Мария Красильникова. – Это действительно одна из самых концентрированно насыщенных мудростью книг. Кроме того, меня удивило при очередном прочтении количество сюжетов, которые прошли мимо художников предшествующих веков. Отчего сюжетный ряд трактуется каждый раз одинаково? Будто мастера срисовывают друг у друга! Причём с течением столетий рамки сужались. Так, канон сейчас гораздо строже, чем, скажем, в XIX веке. В Византии бытовала практически ничем не ограниченная свобода. Я оставляю за собой право рассматривать Священное Писание с различных ракурсов, транслируя библейские притчи через своё понимание текста и мироощущение.

– Мария Владиленовна, на выставке хватает и более привычных по форме работ. Лежат ли в их основе такие же мощные философские идеи? Возможно, они просто хорошо завуалированы в ваших пейзажах да натюрмортах?

– Часто это просто впечатление, зарисовка. Позже картина начинает «обрастать» какими-то событиями, дровами, воронами, заборами. Одним словом – жизнью. Вот композиция «Февраль». Кому-то она может показаться суровой в силу ассоциации с самым холодным месяцем в году. А здесь я на самом деле изображаю деревенский быт. Мужчина несёт на плечах вязанку дров. Без дров зимой в деревенской избе замёрзнешь. Поскольку делать в зимнюю пору в сельской местности особенно нечего, приходится придумывать себе занятие. Например, сходить наколоть дров. Поверьте, деревенскому обитателю сюжет отнюдь не покажется суровым. Никакой драмы в физическом труде нет, поэтому картина вполне бодрая. Напротив, скучно сидеть и ничего не делать. Современный человек изнежился, лишился физической активности, он слаб, он отдалился от естественных вещей, от природы. Я сама с мужем живу в деревне, поэтому могу сказать уверенно: никакого ужасного непосильного труда на износ – обычные хлопоты. Возможно, и не всегда хватает именно физических сил, но в городе не хватает сил моральных. Классический дауншифтинг.

– Но как же вам – художнику, который большую часть творческой биографии посвятил монументальному творчеству, даётся деревенское уединение? Никогда не поверю, что не скучаете!

– Сделано за тридцать лет было многое: Посольство Кувейта или Дом музыки в Москве, офисные здания, фонтаны, мозаики – по всей стране. Произошло определённое насыщение. Потом архитектура, на мой взгляд, просто остановилась в своём развитии. Что касается монументального искусства как такового – это своего рода бизнес. Только когда процентное соотношение творчества и бизнеса в последние десятилетия начало стремительно смещаться в сторону чистой коммерции, мне стало неинтересно. Собственно творчества осталось процентов десять, ну куда это годится? Заниматься живописью, на которую никогда не хватало времени, теперь мне комфортнее и интереснее. В живописи больше свободы. В монументалистике ты вынужден отсекать всё лишнее, ты должен сказать зрителю «ура!», и это будет идеальная монументальная композиция. Так получается не всегда, поскольку часто хочется сказать ещё и «ах!». Но больше говорить всё равно не полагается. Нельзя слишком усложнять пластический язык. Да ещё и ограниченный бюджет, под который скульптор вынужден подгонять произведение… В живописи даже с выбором материала определиться проще: холст, деревяшка, левкас, кисточка, краски. А дальше – уже от беспомощности. Достаточно и перечисленного. Зато тут ты волен писать и пейзаж, и натюрморт, и про февраль, и про библейские сказания.

По дороге классиков

Вот уже более трёхсот лет дорога из Питера в Москву – главная трасса России. А название самого известного литературного произведения, посвящённого этому маршруту, знает любой школьник. «Путешествие из Петербурга в Москву» (по одноимённой книге Александ­ра Радищева) зрителю предлагают совершить в Липецком областном художественном музее. Уникальность предложения состоит в том, что странствовать мы будем не с Радищевым, а с Тургеневым.

В музее-заповеднике Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Орловской области собрана уникальная коллекция гравюр, литографий, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов дворянского и крестьянского быта, позволяющая не только проиллюстрировать знаменитое сочинение Радищева, но и рассказать о том, как путешествовали в XIX веке, что брали с собой в дорогу. Виды Москвы, Санкт-Петербурга, Царского Села, Павловска, Пскова и Твери, почтовых станций и постоялых дворов, сцены из русской жизни запечатлены на гравюрах и литографиях, выполненных русскими, французскими, английскими гравёрами и литографами XVIII – первой половины XIX века. Экскурсию для «Итогов недели» провела Инесса Вячеславовна Кретова – начальник отдела экспозиционной и выставочной работы музея-заповедника «Спасское-Лутовиново».

– На выставке представлен целый спектр работ интереснейших графиков XIX века, которых искусствоведы признают классиками жанра. Это путешественники, которые приезжали в Россию и работали здесь. По итогам творческих странствий графиков выпускался альбом, который финансировал Анатолий Николаевич Демидов. Глазами иностранцев зритель видит нашу Отчизну с несколько необычного ракурса.

Во времена Тургенева эта дорога была одной из главных транспортных артерий России, а сам писатель, по подсчётам специалистов нашего музея, проехал по ней не менее семидесяти пяти раз! Иван Сергеевич слыл одним из самых заядлых путешественников и умел во всех красках описать свои путевые впечатления. Пожалуй, ни в одном музее не хватит места, чтобы показать все те заповедные уголки, деревеньки и города, в которых успел побывать великий классик – в том числе и за границей.

– Любопытно! Скажите, а гравюры были собраны самим Иваном Сергеевичем?

– Коллекция, которую мы привезли в Липецк, поступила в музей совсем недавно. Это отнюдь не пыльные закрома наших фондов, а самые свежие и любопытные экспонаты. То обстоятельство, что листы сохранены в таком состоянии, само по себе свидетельствует: литографии оберегали, а значит, они имели высокую ценность и тогда, не говоря уж о дне настоящем. Произведения взяты из разных изданий, из разных альбомов, однако объединены по чёткому принципу: работы датируются первой четвертью – первой половиной XIX века. Художники получили признание ещё при жизни. Большинство из представленных авторов – французы, но есть и русские. Все без исключения – блестящие мастера, олицетворявшие гордость изобразительного искусства своей эпохи. Надо заметить, что каждый из них был приглашён в нашу страну персонально, то есть заказчик был заинтересован поручить работу лучшим из лучших.

– Можно ли утверждать, что творчество представленных мастеров репрезентативно для начала XIX века, проявляются ли характерные сюжетные мотивы и технические приёмы?

– В данном случае мы имеем дело с классической техникой. Тем не менее я бы хотела обратить внимание на литературный аспект, поскольку музей у нас всё-таки именно литературный. Во все века русское художественное слово обращалось к образу дороги: «Евгений Онегин», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Кому на Руси жить хорошо»… Для Тургенева и тема путешествия, и тема жизненного пути, безусловно, близки. В экспозиции предостаточно красивейших видов Москвы и Санкт-Петербурга, знакомых и любимых Иваном Сергеевичем, воспетых им в книгах. Сложно даже сказать, с какой из двух столиц в большей степени сопряжена судьба писателя. Он любил Москву и хорошо знал этот город с раннего детства, куда семья Тургеневых переехала в 1827 году. Здесь братья Николай и Иван Тургеневы обучались в пансионе Иоганна-Фридриха Вейденгаммера. Это была пора становления личности и начинающего литератора. Рассказ «Андрей Колосов» — дебют Тургенева-прозаика – связан с университетской Москвой. На основе воспоминаний московской университетской жизни написана повесть «Несчастная», а позднее возник сюжет романа «Накануне». Москва — место действия автобиографических повестей «Пунин и Бабурин» и «Муму», где описан дом Тургеневых на Остоженке. Без малого шестьдесят лет подряд, с небольшими перерывами, Тургенев бывал и подолгу жил в Белокаменной. В Петербурге прошла студенческая юность Тургенева. С этим городом связана вся его литературная деятельность. Здесь он видел Пушкина, Гоголя, Лермонтова, встречался с Белинским и Некрасовым, Полонским, Достоевским и Толстым. В Северной Пальмире он был представлен французской певице Полине Виардо, ставшей любовью всей его жизни. Здесь, на берегах Невы, писатель нашёл свой последний приют – он похоронен на Волковом кладбище.

– Полагаю, это лишь несколько штрихов к истории, которую поведают экспонаты на выставке. Как вы полагаете, для кого экспозиция окажется особенно ценной?

– В первую очередь для людей, обучающихся изобразительному искусству. Техника старинной гравюры до сих пор считается непревзойдённой по своей точности и интонации. Тургенев – автор мирового масштаба, поэтому я приглашаю в музей всех тех, кто желает расширить свой кругозор, увидеть своими глазами живые иллюстрации к прозе великого мастера русского слова.

Как построить фотографию

У многих из нас есть хобби. И часто это занятие совершенно никак не связано с основной профессией. Однако вот в чём вопрос: как определяет профессиональный выбор те или иные склонности в проведении досуга? Помогает ли трактористу его ремесло… вышивать вечерами крестиком, а бухгалтеру вырезать по дереву? В случае героя нашего рассказа – связь очевидна. Почётному строителю России Евгению Борисовичу Мазурину его опыт и мастерство помогают безупречно выстраивать ещё и композицию фотографии. Недавно это подтвердило жюри всероссийского фотоконкурса «Дикая природа России-2014», проводимого знаменитым журналом «National Geographic Россия» и Русским географическим обществом. Фоторабота «Серая шейка» липчанина получила главный приз в номинации «История в движении». Чуть ранее в прошлом году Евгений Борисович стал одним из победителей фотоконкурса «Best of Russia». Конкурс организован Центром современного искусства «Винзавод» при поддержке Министерства культуры России. Фотография «Околица» попала в финал и в итоговый альбом конкурса.

Согласитесь: успехи, которым мог бы позавидовать любой фотограф-профессионал. И сегодня в Липецком областном выставочном зале на первой персональной выставке Мазурина «Диалоги с природой» каждый может убедиться: талантливый человек талантлив во всём.

– Серьёзно фотографией я занялся четыре года назад, – рассказывает о своём увлечении Евгений Мазурин. – Люблю бывать на природе, рыбачить, бродить по лесам и полям, и фотоаппарат – мой неизменный спутник с детства. Раньше я слыл ещё и заядлым охотником, но с некоторых пор меня больше стала привлекать фотоохота.

– Прямо как в мультфильме про Просто­квашино! И фоторужьё у вас имеется?

– Сейчас в продаже найдётся техника любой сложности и калибра, но главное – сюжет для съёмки. Когда я компоновал выставку, руководствовался прежде всего уникальностью материала. То есть и зверей, и птиц, и красивейших панорам у меня предостаточно. Однако подобными работами похвастают многие, а вот на Командорских островах мало кто снимал. Туда только добраться чего стоит! Камчатский край, Берингово море, билет туда стоил 120 тысяч рублей…

– В экспозиции порядка 130 фоторабот, и они потрясают воображение географическим многообразием, если можно так выразиться. Такое ощущение, что вы объехали всю планету.

– Отнюдь нет. Здесь преимущественно Россия: Горный Алтай, Хабаровский край, Чукотка, много липецких красот. Кстати, я отбирал снимки для выставки произвольно и не руководствовался какой-либо системой, не загонял себя в рамки и не изобретал специально тему. К тому же в большом формате, отпечатанные на качественном материале, при хорошем освещении на стендах выставочного зала многие кадры заиграли совершенно неожиданными красками. Так что заранее сложно было предугадать, какие будут смотреться особенно выигрышно.

– Я знаю, что вы добрались до самой Антарктиды. Вот уж точно – экзотика!

– В наше время это не подвиг – были бы средства. Туда летают самолёты, а на месте можно передвигаться по воздуху на вертолёте. Я выбрал путь по воде, на комфортабельном корабле. Путешественники стремятся туда, особенно в «летний» сезон. А лето в Антарктиде начинается в декабре – всё наоборот. В общем-то сегодня это вполне доступный регион. Со своими погодными «прелестями», конечно.

– Надо полагать, перед поездкой куда-либо приходится кропотливо прорабатывать маршрут, читать о пункте назначения?

– Бесспорно. Планирование, пожалуй, – самая сложная часть путешествия. Прежде всего, из-за неразвитости туристической инфраструктуры, сервиса. Например, по Западной и Восточной Сибири приходилось передвигаться «дикарями», ночевать в палатках… Комары, гнус. Но зато незабываемые впечатления от неизведанных уголков. Запомнилась поезда в Якутию. Там мы сплавлялись по рекам Лена и Амга… В экспедиции, как правило, хожу со своим товарищем Андреем Сергеевичем Фроловым. Он работает врачом, но тоже увлечён фотографией и поглощён жаждой странствий. Случается, что состав многочисленнее. На самом деле чем больше участников, тем дешевле обходится вояж. Вообще очень не хватает в краевых и областных центрах специализированных туристических организаций, филиалов и отделений Русского географического общества. Путешественники часто нуждаются в поддержке и консультации при прокладывании маршрута и сопровождении по пути следования. Хотелось бы, чтобы индустрия внутреннего туризма развивалась интенсивнее. Всё-таки за границей дело поставлено на широкую ногу, и для искателей приключений созданы все условия для незабываемого отдыха.

– Интересно узнать подробности относительно ваших работ, победивших в престижных конкурсах.

– Кадр «Околица» был сделан на Командорских островах, в посёлке Никольском. Что такое тамошний климат? Постоянный туман, изморозь. В тех краях редко выглядывает солнце – мне как раз повезло схватить солнечный луч, пробивающийся сквозь туманную дымку. Условия серьёзных профессиональных конкурсов практически полностью запрещают использование программных графических редакторов. Так что изображение на снимке в точности передаёт то, что мне посчастливилось увидеть. А вот полёт уток («Серая шейка») я снимал в сильный мороз на реке Воронеж. Раннее утро, температура – 25 градусов ниже нуля, над водой поднимается ледяной пар. Расстояние до птиц было порядочное, а противоположный берег размыт в предрассветной полутьме, оттого и получился столь фантастичный эффект.

*– Глядя на ваши многочисленные снимки, всё же не могу взять в толк: что же вам по-настоящему близко, что сильнее всего привлекает? Тут поровну и флоры, и фауны, и воды, и равнин, и гор*…

– Сложный вопрос… Везде по-своему хорошо. Мне нравится наблюдать за состоянием окружающего мира в его самых разнообразных проявлениях. Меня по-настоящему затягивает общение с природой. Два-три раза в год выберешься на неделю-другую, а потом возвращаешься в город и ждёшь следующей поездки… Грустно в городе. Чтобы понять место, проникнуться им, необходимо остаться на месяц, а то и подольше. Наскоком не получается.

Оригинал статьи
http://itogi.lpgzt.ru/aticle/45145.htm

Липецк, Желябова, 4

+7 (4742) 271 282

[email protected]

Пн - Вт: выходной
Ср - Сб: 11:00 - 19:00
Вс: 11:00 - 16:00

2015 © Галерея Назарова. Липецк

Скачать логотип галереи

Дизайн и кодинг: Сергеев АндрейБаг!

2024 © Сделано Андреем Сергеевым с уважением для Галереи Назарова.