Если бы Дня художника не было, то стоило бы его придумать. Липецку повезло больше других, ведь у нас жил великий Мастер – Виктор Семёнович Сорокин, и именно в его день рождения – 25 декабря – всё художественное сообщество региона отметило День художника. В преддверии новогодних каникул мы отправляемся по галереям, музеям и выставочным залам областного центра посмотреть, что там приготовили зрителям к рождественским каникулам.
Наша экскурсия предсказуемо начинается в Доме Мастера – музее легендарного художника Виктора Сорокина. В путь мы двинулись вместе с нашим постоянным консультантом, специалистом по творчеству Мастера, его биографом – искусствоведом Татьяной Ивановной Нечаевой.
Неизвестный известный Сорокин
– Сын Виктора Семёновича Сорокина Александр, занимаясь ремонтом в доме, совершенно неожиданно обнаружил целый ряд работ отца, о существовании которых даже не догадывался. Картины отправились к хорошему реставратору, и сейчас мы имеем уникальную возможность любоваться неизвестными полотнами Мастера. Вот такой привет из прошлого. Виктор Семёнович, даже не будучи с нами, умеет сделать сюрприз: время от времени тут и там на свет выходит очередной шедевр.
Что дают находки? Они демонстрируют: поздний стиль художника, который зарождался и выкристаллизовывался очень давно – где-то на рубеже 1960-х годов. В экспозиции есть замечательный пейзаж, датирующийся 1962 годом, – «Ранняя весна». Так Сорокин писал и тридцать лет спустя. С той лишь разницей, что в 60-е нечто подобное выставить было немыслимо. Или, например, невероятный автопортрет, на котором черты лица угадываются лишь условно. Полагаю, Виктор Семёнович писал работу до того самого момента, когда понял: замысел исполнен. Понимал он и другое: в эру соцреалистического искусства путь в выставочные залы с такой живописью заказан. Эта смелость, этот узнаваемый стиль были всегда – не всегда была возможность публично показывать плоды своего труда.
Переводчик Библии… на язык живописи
Именно так – переводчиком библейских притч на близкий и созвучный её душе язык живописи считает себя действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Ирина Александровна Старженецкая. Маститая столичная художница уже была гостем «Итогов недели» несколько лет назад, когда её выставка украсила залы Дома Мастера. На сей раз персональную экспозицию Старженецкой приняла галерея Назарова. По ней мы снова прогуливаемся с Татьяной Нечаевой.
– Выставка «Библейские холмы» приурочена к Рождеству Христову, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Мы надеемся, что соприкосновение с работами Ирины Старженецкой подготовит человека и его дух к великому христианскому празднику и к тому, что этот праздник знаменует. Ирина Александровна много лет обращена к религиозному творчеству. Вместе с мужем, скульптором Анатолием Камелиным, она оформила церковь и собор в Тарусе, участвовала в реставрации столичного храма Малого Вознесения.
Тема под общим названием «Библейские холмы» вдохновлена знакомством художницы с настоятелем подмосковного храма в селе Остров протоиереем Леонидом Грилехисом. Священник владеет несколькими древними языками, и ему принадлежит один из современных переводов Библии. Прочтя этот перевод, Ирина Александровна написала несколько циклов – «Песнь песней», «Книга Руфи», «Предваряя Евангелие»… Основу экспозиции в галерее Назарова составила «Книга Руфи», присутствуют евангельский цикл и моменты, связанные с историей Иоакима и Анны и рождением Богоматери.
В «Книге Руфи» эмоционально сдержанным живописно-пластическим языком художница повествует об истории Руфи, чьи любовь и преданность были вознаграждены рождением сына, ставшего одним из предков Иисуса Христа. В евангельских темах Старженецкая следует канонам православной живописи, сохраняя творческую свободу и заставляя краски излучать небесный свет.
В экспозицию вошли также пейзажи и серия «Цветы», где переданы космичность бытия и вселенская значимость всякого Божьего творения. На основе иллюстраций к библейским и евангельским сюжетам издана одноимённая с выставкой книга, текст к которой написал Анатолий Камелин. Надо сказать, что книга-альбом (экземпляр которой, кстати, можно приобрести в галерее) получилась по-настоящему рукотворной, органичной.
Вива фиеста!
Что-нибудь праздничное, громкое и залихватское хочется выкрикнуть, стоит лишь зайти в Областной выставочный зал. Там с 25 декабря – традиционная сборная выставка наших липецких художников. И удалась она, скажу вам как её многолетний посетитель, на ура! Все картины – будто на подбор!
Собственно, подбор и осуществлялся специально обученными людьми – проще говоря, выставкомом. В составе которого, как несложно догадаться, участвует и наш проводник в мире искусства Татьяна Нечаева.
– Липецкие мастера постарались на славу! – восклицает эксперт. – Мне очень симпатичными показались работы Лидии Скаргиной, Виктора Пичугина, Виктора Слушника. В графике потрясающие вещи выставил Анатолий Жданов. Интересные новинки показал Василий Агафонов. Порадовал прикладной отдел.
Талантливая молодёжь, впрочем, тоже представлена, – не только ветераны. Например, Сергей Хлопков. Здорово у молодых получается декоративно-прикладное направление. Однако хотелось бы пожелать молодёжи трудиться усерднее. Лидерство пока всё равно за старожилами липецкой изобразительной школы.
– Липецкие авторы – настоящие молодцы, – соглашается председатель правления Липецкой областной организации Союза художников, народный художник России, скульптор Александр Евгеньевич Вагнер. Ему, как обычно, досталась привилегия курировать и готовить показ. – Со временем наши ребята становятся только активнее! И, несмотря на трудности в экономике, интерес к изобразительному искусству не падает – и у представителей нашего цеха, и у зрителей. В сравнении с соседними региональными организациями Союза художников мы буквально излучаем оптимизм, у нас веселее! Недавно поймал себя на мысли, что писал рекомендации на вступление в Союз нашим молодым претендентам, искренне радуясь. Бывает, художник посредственный, а лезет в глаза. Или наоборот – человек не самый приятный. А тут и люди симпатичные, и мастера одарённые. Причём мы сами предложили этой группе художников влиться в наши ряды! Ребята участвовали в выставках, бескорыстно помогали в их организации, замечательно проявили свои человеческие качества. Таким образом, у нас сегодня шесть кандидатов в члены организации. Замечу, что именно на выставках нам, как специалистам, проще заметить и оценить того или иного художника. Говоря о праздничной областной экспозиции, отмечу: качество представленных работ очень высокое. К тому же выставочная комиссия, безусловно, доброжелательно относится к каждому автору, и достойные произведения гарантированно обретут своё место на стендах.
Рука руке рознь
Последняя экспозиция, на которую мы хотим вас сегодня пригласить, не вполне обычна. Поэтому и стоит несколько особняком, хотя и открылась в Центре изобразительных искусств также в канун Дня художника.
Выставка «Рука в искусстве» – часть авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина», где художник выступает как исследователь. Основой его стал анализ и уникальная научная классификация символов в произведениях различных видов искусства. Этим делом мастер занимается уже более сорока лет. Многолетний труд Михаила Шемякина – не только художника, но и философа, аналитика, историка искусства и просветителя – представляет собой уникальную библиотеку художественных находок и оригинальных коллекций.
Проект «Воображаемый музей» стал основой цикла передач на телеканале «Культура». Каждая из них посвящалась одной из тем выставок «Воображаемого музея»: «Метафизическая голова»; «Метафизическая фигура»; «Рука в искусстве»; «Крик в искусстве»; «Шар в искусстве», «Монстры в искусстве». Цикл передач номинировался на ТЭФИ, а также получил несколько наград на международных телевизионных фестивалях.
«Рука в искусстве» экспонировалась в воронежской Академии искусств, где пользовалась небывалым успехом у публики. Проект изначально задумывался как передвижной, поэтому визит выставки в наш город был лишь вопросом времени. Решили подгадать открытие под День художника, и вот 24 декабря она приглашает липчан. Рассказывает куратор экспозиции Лилия Свиридова.
– По всей Центральной России в течение месяца проводился творческий конкурс – организаторами проекта «Рука в искусстве» отбирались авторские тематические работы, которые подходили к избранной концепции. По задумке Михаила Михайловича Шемякина выставочное пространство должно объединять самые разные направления: изобразительное искусство, скульптуру, фотографию. Поэтому экспозиция в результате получается довольно эклектичной. К тому же она включает и научную часть, разработанную самим Шемякиным. Изучением руки как архетипа от первобытных наскальных изображений до наших дней Михаил Михайлович занялся ещё в юности, он собрал огромную коллекцию всевозможных изобразительных материалов. Чем дальше углубляешься и вместе с автором погружаешься в мир образов, связанных или использующих руки человека, тем больше удивляешься, – насколько же глубокой может быть трактовка и интерпретация. Уверена, это будет интересно буквально каждому, ведь руки у всех есть!